Алла Пенюшкина, Анна Швед, Татьяна Синькевич, Марина Алай – все четверо в прошлом водители. В профессию пришли практически случайно и даже не предполагали, что в коллективе трамвайного парка задержатся на десятилетия. Здесь каждая нашла себя.
Кто‑то из них поменял работу, которая казалась неинтересной, а кто‑то просто искал свое место в жизни… В итоге сейчас, спустя годы, все единодушно сходятся во мнении, что именно профессия выбрала каждую из них, распорядившись по-своему правильно.
Начальник первой колонны Алла Пенюшкина – работник со стажем и безупречным послужным списком.
– На курсы водителей трамвая попала совершенно случайно, – вспоминает Алла Аркадьевна. – Приехала в Минск, когда мне не было еще и 18 лет. Экзамены в вуз «завалила», в деревню возвращаться стеснялась, а тут увидела объявление о наборе на курсы и решила попробовать, хотя раньше не сидела за рулем ни одного транспортного средства. Вначале брать не хотели, говорили, малолетка. Однако подсчитали, что к концу учебы мне исполнится 18. А я, как только начала учиться, сразу поняла: не ошиблась.
А насколько «не ошиблась», говорит тот факт, что в коллективе филиала «Трамвайный парк» Алла Аркадьевна трудится более 40 лет, из них более 28 – водителем трамвая. Довелось поработать на всех марках трамваев. Вспоминает, как ехала на рижском вагончике РВЗ по маршруту № 6, который ходил до бывшего разворотного кольца в Заводском районе. «После МТВ рижские вагоны для водителей парка считались настоящим раем», – улыбается Алла Аркадьевна. Нравилось ей управлять чешским вагоном «Татра», с удобной кабиной, светлым салоном. Комфортным, «тихим» и легким в управлении был немецкий трамвай GT‑8, поработала и на отечественных трамваях АКСМ. Одно время Алла Пенюшкина трудилась в должности начальника отдела перевозок, позже – заместителем директора по перевозкам. Сейчас она начальник первой колонны, в ее ведении две станции – «Озеро» и «Зеленый Луг». На вопрос, легко ли быть руководителем, Алла Аркадьевна ответила:
– Должность руководителя обязывает быть внимательным к каждому человеку. Помимо рабочих моментов приходится решать много житейских проблем, с которыми постоянно обращаются водители. Помочь, услышать, поддержать, не обидеть и в то же время не выйти за рабочие рамки – задача не из легких. Мой переход из ранга водителей в отряд руководителей не скажу, что был простым. Помогло то, что хорошо знала коллектив, его проблемы. Находила контакт с каждым человеком. С годами мое мнение укрепилось: если не проявишь внимательность, ничего не получится. Нужно идти навстречу людям. Когда я, новоиспеченный водитель, начинала работать, начальником колонны была Мария Казимировна Минаш. Мы ее иной раз не понимали. Я осознала ее методы работы, когда сама стала руководителем. Свои подходы и методы руководства были и у Анатолия Васильевича Лапко, который был заместителем директора по перевозкам. Многие, и я в том числе, у него учились…
Если бы пришлось «отмотать» жизнь назад, я бы все повторила. Единственное, что поменяла бы – раньше пошла учиться. Чем раньше получишь образование, тем лучше. И однако я все успела – окончила вначале политехнический колледж, затем вуз.
Своя история у начальника второй колонны Анны Швед, которая трудится в трамвайном парке 22 года. Также начинала водителем трамвая, а до этого 10 лет была педагогом. Однажды решила попробовать что‑то новое и резко повернула свою судьбу, поступив на курсы водителей трамвая.
– Непередаваемые ощущения, когда выезжаешь на линию ранним утром, – рассказывает Анна Казимировна. – Ты просыпаешься вместе с городом, наблюдаешь за ним, видишь, как меняются микрорайоны, как разрастаются новостройками. Мне очень нравилось управлять трамваем.
После декретного отпуска Анна Швед перешла на должность диспетчера, затем работала в отделе перевозок инженером, вскоре стала заместителем начальника второй колонны, а с недавнего времени – начальником колонны.
– Педагогический опыт, несомненно, пригодился: в колонне 100 водителей и к каждому нужно найти подход, – поясняет Анна Швед. – У начальника колонны больше ответственности, решение приходится принимать самой. Советуюсь с другими руководителями. Хочу отметить, отдел организации перевозок – сплоченная команда, где всегда найдешь поддержку.
Заместитель начальника первой колонны Татьяна Синькевич – человек на своем месте, так говорят о ней коллеги. Пришла в коллектив Татьяна в 1998 году, и произошло это чисто случайно. В прошлом профессиональная спортсменка, она и не думала, что станет водителем трамвая. Просто нужна была работа.
– Спорт дисциплинировал, в новой профессии это пригодилось, – отмечает Татьяна Синькевич. – На линии я работала до 2010 года. Была инструктором производственного обучения, заместителем начальника колонны стала в 2011 году. Сама была водителем и знаю технику, могу сделать водителю обоснованное замечание. Сейчас проще, система видеонаблюдения помогает решать спорные вопросы. Если говорить в целом, в колонне подобрался очень хороший коллектив. Будто не на работе находишься, а в кругу семьи.
Год назад заместителем начальника второй колонны стала Марина Алай. С 2006 года она трудилась на линии. Марина Алай два раза становилась «Минским мастером». Как человек, безгранично влюбленный в свое дело, накопленный опыт передавала другим, была инструктором производственного обучения. И сейчас, в новой должности заместителя начальника колонны, она полностью отдается работе.
Надо отметить, женщины не считаются с личным временем, заботятся о том, чтобы коллективы их колонн продуктивно работали.
Все четверо – Алла Пенюшкина, Анна Швед, Татьяна Синькевич, Марина Алай, единодушно сказали: «Любим наш трамвайный парк, его атмосферу, коллег, любим своих пассажиров. И здорово, что именно так, а не иначе, сложилась наша трудовая биография».
Ольга БОТЯНОВСКАЯ