Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Малярному участку быть!

Создание безопасных и комфортных условий труда на производственных участках – в числе приоритетов «Минск­транса». Особое внимание уделяется малярным отделениям в филиалах. От уровня их оснащенности зависит не только производительность работ, но и здоровье персонала.

В трамвайном парке малярный учас­ток работает в интенсивном режиме. Ежедневно здесь выполняют подготовительные и покрасочные работы после проведения различного рода обслуживаний и ремонтов трамвайных вагонов, а также – автомобилей хозпарка, которые находятся на балансе филиала (более 80 единиц).

Сложности с выполнением этих работ появились в 2010 году, когда при проведении текущего ремонта на малярном участке была демонтирована приточно-­вытяжная система по причине ее износа. «Для решения проблемы и улучшения условий труда работников ремонтной мастерской данный вопрос поднимался неоднократно на всех уровнях, но ввиду специфики и требований, предъявляемых к такого рода объектам, а также сложностью финансирования, реализация затягивалась, – поясняет первый заместитель директора – главный инженер трамвайного парка Максим Корольчук. – Однако в 2021 году генеральным директором предприятия Олегом Анатольевичем Дзюбенко было принято твердое решение: малярному участку быть! Сразу активировались подготовительные работы и начался процесс модернизации».

Основная цель – оборудовать в производственном помещении, где осуществляется покраска трамваев и грузовых автомобилей, эффективную вентиляцию. При этом необходимо понимать, что ее устройство – это только часть работ для придания малярному участку статуса, соответствующего уровню современного производства.

Максим Корольчук подчеркивает: все виды работ выполнялись в соответствии с требованиями нормативных документов. В частности, предстояло решить следующие задачи:

  • создать оптимальный микро­климат (включает в себя температуру в помещении, влажность и движение воздуха, световой режим и шумоподавление) на участке общей площадью 627 кв. метров и объемом 5247 кубометров, при этом обеспечив снижение затрат на тепло- и электроэнергию;
  • обследовать здание для получения технического заключения о состоянии строительных конструкций;
  • определить категорию взрывозащитной и пожарной опасности помещения;
  • выполнить предпроектные и проектные работы;
  • произвести текущий ремонт в цехе с выносом краскоприготовительного отделения и обустройством подсобного помещения;
  • произвести монтаж приточно-­вытяжной системы;
  • внести изменения в технический паспорт.

– Для реализации столь масштабного проекта понадобилось два года. Были задействованы все трудовые и материальные ресурсы филиала, привлечены сторонние специализированные организации, – продолжает Максим Корольчук. – На стадии подготовки предпроектной документации выполнено обследование строительных конструкций, определена категорийность помещений и изучены экологические требования.

Как известно, любой ремонт необходимо начинать с подготовки строительной площадки и выполнения демонтажных и других работ по негласному правилу «сверху-вниз». В первую очередь в филиале своими силами демонтировали существующее остекление аэрационного фонаря и установили безопасные энергоэффективные стеклопакеты, при этом дополнительно утеплили фронтоны конструкции. Поскольку текущий ремонт в малярном цехе проводился десять лет назад, внутреннее «убранство» потеряло «лоск» и выглядело весьма непрезентабельно. При содействии РСУ были выполнены работы по смывке с последующей окраской стен и потолков. Согласно светотехническому расчету установили новые светодиодные светильники, что кардинальным образом повлияло на освещенность в помещении.

По нормативным требованиям краскоприготовительные отделения при расположении их внутри цеха следует размещать у наружной стены в изолированном противопожарными перегородками помещении с оконными проемами и самостоятельным выходом наружу. Поскольку такие требования выполнить не представилось возможным, данное отделение пришлось перенести за пределы производственного корпуса, а на его месте обустроить помещение для хранения инвентаря, инструментов и спецодежды маляров.

Когда все подготовительные работы были завершены, настало время для реализации основного проекта. Трамвайный парк заключил договор с подрядной организацией, а также договоры на авторский и технический надзоры. Не обошлось без осложнений: при выполнении монтажных работ приточно-­вытяжной системы были выявлены существенные обстоятельства, на основании которых впоследствии неоднократно вносились изменения в существующее проектное решение. Это значительно сместило срок завершения работ, однако, затеяв столь масштабную модернизацию, в парке задались целью все делать правильно, с учетом существующих требований. Стоит отметить, что для уменьшения стоимости строительства специалистами ОГМ и стройгруппы филиала выполнены работы по устройству фундаментов, пробивке проемов для венткоробов, монтажу шкафов управления вентиляционных установок и питающих линий и другие.

Заключительным этапом модернизации стало подтверждение соответствия параметров эффективности приточно-­вытяжной системы проектным требованиям при помощи инструментальных замеров. Как оказалось, на практике (при проведении аэродинамических испытаний) добиться исполнения данного требования не так и просто. Для точной регулировки дополнительно понадобилась установка частотных преобразователей и сетевых устройств.

Мы посмотрели, как выглядит обновленный малярный участок, и побеседовали с персоналом. Первое, что бросается в глаза – в помещении действительно очень светло. Новая вентсистема отрегулирована и работает исправно. В зону, где осуществляется покраска трамвая или автомобиля, по разветвленным воздуховодам, которые блестят новизной, принудительно подается поток воздуха. Он сдувает вниз окрасочную пыль и пары растворителей, где их подхватывают многочисленные вытяжки, оборудованные фильтрами, и удаляют из помещения. Таким образом, обеспечивается необходимый уровень воздухообмена, что очень важно для безопасности работ.

Евгений Мальцев

Маляры используют спецодежду и средства защиты органов дыхания. Евгений Мальцев – бригадир, один из самых опытных работников. По его мнению, трудиться в отделении после ремонта стало гораздо комфортнее. Во-первых, светло. В ясный день хватает свето­аэра­ционного фонаря, в хмурую погоду в цехе включают светильники. Во-вторых, после замены оконного остекления стало очень тепло. «Даже в декабре, когда были морозы, в помещении держалась температура на уровне 18° С», – отмечает Евгений Мальцев.

Работа у маляров сложная и очень кропотливая. Чтобы краска легла ровно и смотрелась красиво, нужно тщательно подготовить поверхности, соблюдая технологию. Для этого на участке имеется все необходимое, включая инструмент, шлифовочную машинку и краскопульты. «Температура в помещении и влажность тоже имеют значение. Я уверен, что теперь значительно повысится эффективность труда, нам будет проще обеспечивать качество покраски», – отмечает бригадир и возвращается к работе.

В результате реализации проекта по модернизации малярного участка улучшены условия труда более чем 30 работников ремонтной мастерской трамвайного парка.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора и Максима КОРОЛЬЧУКА