Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Служба быстрого реагирования

Хладнокровие, умение оперативно принимать решения в нестандартных и аварийных ситуациях – людей с такими качествами прглашают на работу в центр управления движением государственного предприятия «Минсктранс». Полтора года главным диспетчером наземного транспорта трудится здесь молодой специалист Анастасия Башаркина. С ней встретилась корреспондент «ТС».

В центре управления движением обрабатывается, а затем рассылается по информационным каналам оперативная информация о ситуации на транспортных артериях столицы, контролируется работа подвижного состава на линии, сюда стекаются сведения о том, что круглосуточно происходит в филиалах и на других объектах предприятия. В штате посменно трудятся 38 человек. Это люди с высшим или средним специальным профильным образованием в сфере организации перевозок и опытом работы в филиалах предприятия. У претендента на должность диспетчера ЦУД должен быть не только стаж аналогичной работы и соответствующее образование – важны личные качества. Ценится умение быстро мыслить и принимать решения, стрессо­устойчивость, коммуникабельность. Работа в центре управления движением не прекращается круглые сутки. Четыре команды диспетчеров одна за другой сменяют друг друга. Руководит каждой из них – главный диспетчер.

Анастасия Башаркина

В день нашего визита в ЦУД работала смена Анастасии Башаркиной, а это – восемь диспетчеров и специалист горячей линии. В «Минсктрансе» девушка с 2016 года. Получила распределение после окончания Бобруйского государственного автотранспортного колледжа по специальности «организация перевозок и управление на городском и автомобильном транспорте». Первые шаги в профессии делала на ДС «Серебрянка», ДС «Озеро», ДС «Зеленый Луг», работала подменным диспетчером по выпуску в филиале «Трамвайный парк». Одновременно училась на заочном отделении БНТУ по специальности «организация дорожного движения». Целеустремленного молодого специалиста заметили и через год предложили подняться на ступеньку выше. Так она стала диспетчером центра управления движением. А последние полтора года является главной на смене. Анастасия Башаркина утверждает, что на работе ей нравится абсолютно все: и обстановка, и люди. «Легко ли руководить сменой мозгового центра наземного транспорта и жить в его ритме?» – интересуюсь у молодого руководителя. «Мне нравится эта динамика. Мы проводим мониторинг и управление движением транспорта на 423 маршрутах. Именно главный диспетчер держит руку на пульсе этой сложной системы. Следит за происходящим и молниеносно на все реагирует. От нашей службы во многом зависит своевременная доставка пассажиров в пункты назначения. И это большая ответственность, – отвечает Анастасия Башаркина. – Работа центра управления движением подразумевает слаженные действия всего коллектива. Но многие решения принимает именно главный диспетчер. При возникновении сбойных и аварийных ситуаций делает все, чтобы оперативно восстановить нарушенные интервалы движения пассажирского транспорта».

Главный диспетчер владеет всей оперативной информацией о процессе перевозок, ведет ее учет, передает данные руководству предприятия и филиалов, составляет сводки выпуска подвижного состава на линию, оперативную сводку происшествий, отвечает за информирование пассажиров о сбойных ситуациях на маршрутах в мессенджерах предприятия, и это далеко не все обязанности. В процессе нашей беседы в адрес главного диспетчера поступило сообщение об остановке движения троллейбусов из-за повреждения контактной сети. На принятие мер у Анастасии всего несколько минут: она срочно информирует специалистов филиала «Служба энергохозяйства» о случившемся, к месту происшествия незамедлительно выезжает аварийная бригада, оперативно принимает решение об изменении трассы следования троллейбусов, тезисно, но точно раздает распоряжения подчиненным диспетчерам наземного транспорта, размещает информацию в Тelegram-­канале и на официальном сайте для информирования об изменениях в движении трнаспорта наших пассажиров, синхронно дублирует информацию на электронные информационные табло по трассе затронутых маршрутов, фиксирует сведения в «Оперативной сводке происшествий». По словам главного диспетчера, достаточно часто из-за ДТП происходят сбои в работе трамвайного движения. Как правило, по вине стороннего транспорта. Диспетчерский состав реагирует мгновенно. Трамваи отправляются по другим трассам следования или в укороченные рейсы. Если движение остановлено более чем на 20 минут, организовываются временные компенсационные автобусные или троллейбусные маршруты.

Контроль за работой дополнительных маршрутов в дни проведения массовых мероприятий – также одна из функций центра. Нередко возникает необходимость доставки зрителей к спорткомплексам «Минск-­Арена», «Чижовка-­Арена», физкультурно-­спортивному комплексу «Олимпик Арена». Вот один из примеров. В конце января осуществляли доставку болельщиков к месту проведения ІV этапа международных соревнований по биатлону «PARI Кубок Содружества» в Раубичах. Команда диспетчеров под руководством Анастасии Башаркиной справилась с задачей на «отлично». «Совместными усилиями сотрудников предприятия был организован пригородный автобусный маршрут № 949Э «Минск–Раубичи». Мы оперативно получали сведения о пассажиропотоке на конечных остановочных пунктах от ответственных дежурных и с учетом этих данных смогли задействовать оптимальное количество подвижных единиц», – рассказывает Анастасия Башаркина. Под особым контролем центра работа новых маршрутов. Задаем вопрос про полюбившийся в городе троллейбусный маршрут № 22, который соединил диспетчерские станции «Карастояновой» и «Лошица‑2». Анастасия поясняет, что в связи с тем, что маршрут открыт еще летом, к нему привыкли и водители, и пассажиры, схема движения отработана, а благодаря тому, что на маршруте работают троллейбусы с увеличенным автономным ходом, то и регулярность движения достаточно высокая. Сейчас в поле пристального внимания троллейбусный маршрут № 50 «ДС «Лошица‑2» – Ст. метро «Автозаводская» филиала «Троллейбусный парк № 5», открытый 8 февраля.

В круглосуточном режиме команда центра управления движением с помощью системы навигационного обеспечения и передачи данных (СНОиПД) ведет мониторинг, оперативное управление и учет работы всего городского наземного пассажирского транспорта предприятия. Система позволяет в онлайн-­режиме следить за дорожной обстановкой и контролировать весь подвижной состав, задействованный на маршрутах предприятия. А благодаря наличию прямой двухсторонней голосовой связи между водителем и диспетчером и возможности направить СМС выявленные отклонения от плановой работы максимально быстро восстанавливаются.

ЦУД – это не только управление движением. Здесь аккумулируются все сведения о произошедшем за сутки на предприятии. В обязанности главного диспетчера входит незамедлительное информирование руководства предприятия, но на этом работа не заканчивается. «Мы взаимодействуем с различными городскими службами. Это ГПО «Горремавтодор», КУП «Специализированное монтажно-­эксплуатационное предприятие Мингорисполкома», ГАИ. Прямая телефонная линия организована с МЧС, по горячей линии выходим на связь с Министерством транспорта и коммуникаций РБ и ГП «Столичный транспорт и связь», – рассказывает главный диспетчер.

Работой Анастасии Башаркиной руководство довольно. Начальник центра управления движением Анастасия Бабич говорит, что она – очень грамотный специалист и хорошо справляется с работой на руководящей должности: «Компетентна, способна трезво и быстро мыслить в стрессовой ситуации. С коллективом может быть жесткой и требовательной, но вместе с тем всегда остается корректной и никогда не переходит границы».

Главный диспетчер – важное звено в сложной цепи обслуживания города общественным транспортом. Отрадно, что эти непростые задачи выполняют именно молодые специалисты. И справляются с ними достойно.

Ольга ДУБОВИК, фото автора