Улыбчивая и энергичная. Ответственная и целеустремленная. Водитель трамвая пятого разряда филиала «Трамвайный парк» государственного предприятия «Минсктранс» Марина Зенько собственным примером доказывает: можно круто изменить свою жизнь, даже если вам «немного за тридцать». И не просто изменить, а добиться профессиональных успехов.
Марина Сергеевна по своей первой специальности повар. Начинала в детском садике, затем работала в кафе. И все у нее ладилось, все получалось, не зря же на этом поприще получила высший разряд.
– Люблю заниматься различными видами фаршировки. Но универсального секрета, как сделать вкуснее, нет. Просто нужно готовить с душой. Тогда прочувствуешь, что необходимо добавить. Кроме того, мой опыт подсказывает: правильная подача и сервировка зачастую намного важнее самого блюда. Даже если у вас, как вы считаете, что-то не получилось – не говорите об этом. Просто «обыграйте» результат по-другому! – уверена Марина Зенько.
Имея восемнадцать лет поварского стажа, моя собеседница решила круто изменить свою жизнь. Задумалась и поняла, что больше всего ей нравится водить автомобиль, нравится дорога. И пришла в трамвайный парк.
– Моими наставниками стали Елена Мехович и Наталия Чижик. Стажировала Татьяна Урбанович. Когда настало время мне садиться за новенький Т811, свою науку мне передала Екатерина Гриневич. От каждой из них я взяла на вооружение то, чем пользуюсь на работе постоянно, – делится Марина Сергеевна. – К примеру осознание того, что дорога может быть одна и та же, а вот ситуации на ней всегда индивидуальные. Нельзя терять бдительность ни на минуту. Просчитывать свои действия нужно на три перекрестка вперед. И всегда помнить, что ты в ответе за всех участников движения, а потому следить за тремя «углами»: левое и правое зеркала, пассажиры.
Утром водитель приезжает в парк задолго до смены. Получает путевой лист, проходит медосвидетельствование, проверяет, все ли в порядке в кабине и салоне рельсовой техники. И только после этого становится полноправной и гостеприимной хозяйкой трамвая, которая вне зависимости от настроения или накопившегося внутреннего напряжения (и такое бывает – мы не машины) рада своим пассажирам.
– Когда любишь и уважаешь людей, держать марку, не срываться на них просто. В остальных случаях есть инструкция для водителя, видеорегистрация и… улыбка, – продолжает Марина Зенько. – Я очень люблю произносить одну фразу: «Это моя работа». Иногда она звучит как дежурная. На деле все по-другому. Помню, стою на остановке. Вижу, что к вагону бежит парень с пакетами. По его скорости понимаю: если подожду, на светофор не успею. Но все-таки задержалась. Он добежал, а я успела проехать на зеленый. Молодой человек из конца салона подошел к моему окошку, поблагодарил и протянул горсть абрикосов. Я с таким удовольствием ответила: «Это моя работа!». Аромат фруктов поднял настроение на целый день!
Как поделилась моя собеседница, свою работу она любит за ощущение движения как в прямом, так и в фигуральном смысле. Марина Сергеевна обожает столицу в любое время суток и пору года. Ночные огни, час пик или раннее пение птиц – нравится все. А еще то, что предприятие дает возможность развиваться, если у работника есть желание постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
– Я рада трудиться в государственной организации. Знаю, куда и для чего идут все отчисления, что мой больничный будет оплачен. С удовольствием отдыхаю в нашем санатории «Волма», – перечисляет водитель. – Люблю наш филиал за коллектив. Он очень сплоченный. Нет разделения, кто из какой колонны: все друг другу помогаем. Такая взаимовыручка подкупает. И, что не менее важно, у нас отличное руководство.
Марина Зенько – прирожденный лидер. Ей важно везде быть первой не «любой ценой», а заслуженно, все делая качественно. Именно поэтому она упорно повышает свой профессионализм, участвует в конкурсах профмастерства. И вполне успешно.
– Стать «Минским мастером» было моей мечтой. Я к этому стремилась. Перед состязаниями штудировала ПДД. Оставалась после смены, тренировалась в парке. И вот результат, – говорит моя собеседница.
Какой трамвай ей больше нравится – АКСМ или Т811, – Марина Сергеевна не может ответить. В каждом есть свои преимущества. Пока же водитель планирует и дальше повышать профессиональный уровень. Она надеется, что следующие состязания «Минского мастера» пройдут на новой модели трамвая, а ее коллекция марок – Марина Зенько еще и увлеченный филателист – пополнится новыми миниатюрами с изображением транспорта, на котором ежедневно трудятся работники любимого предприятия.
Ирина ЮШКЕВИЧ, фото из личного архива Марины ЗЕНЬКО