С 1 октября в подвижном составе предприятия «Минсктранс» начала функционировать система отопления. Оборудование подготовлено. За его исправной работой в транспортных филиалах продолжают следить соответствующие службы. Корреспондент «ТС» узнала, как налажен процесс во втором транспортном парке.
В холодный сезон пассажирам в общественном транспорте должно быть комфортно. А это зависит в том числе от исправной работы системы отопления. В автобусах и электротранспорте налажено функционирование необходимого отопительного оборудования в салонах и кабине водителя.
Во втором транспортном парке 113 троллейбусов и 116 автобусов. В настоящее время подвижной состав, запланированный для проведения ТО‑1 и ТО‑2, одновременно готовится к эксплуатации в осенне-зимний период, что не препятствует бесперебойному выпуску транспорта на линию. Темпы уверенные. Ежедневно в цех технического обслуживания поступают по три подвижные единицы. На участке ТО‑2 работы ведутся на двух постах: для автобусов и для троллейбусов. Бригада слесарей тоже разделена на две. Одно подразделение занимается исключительно электротранспортом, другое ремонтирует автобусы. Первый заместитель директора – главный инженер Максим Курейчик отмечает: специалисты на своем месте, настоящие профессионалы своего дела, обладают необходимыми знаниями. Они внимательно осматривают каждую подвижную единицу, определяют объем и последовательность технологических операций. Составляется акт приемки готовности транспортного средства к работе в осенне-зимний период. Проверяются система отопления, пневмосистема, топливная система. В обязательном порядке осматриваются узлы, влияющие на безопасность движения, а также экипировка и санитарное состояние салона и водительских кабин. Перед началом холодного сезона важно, чтобы в каждой подвижной единице четко функционировала система отопления.
Владимир Гецман
Мы побеседовали с бригадой, занятой обслуживанием автобуса МАЗ‑203. Перед началом осенне-зимнего периода специалисты проводили тщательную ревизию отопителей салона и кабины водителя, проверку сопротивления тэнов, исправность вентиляторов обдува. В случае необходимости неисправные элементы меняли на новые. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей Владимир Гецман перешел в филиал из автобусного парка № 2. Работать в новом коллективе ему нравится, освоился быстро. За плечами – двадцатилетний опыт, в том числе по обслуживанию системы отопления. Знает все нюансы функционирования системы, постоянно совершенствуется в данной сфере. «Автобус МАЗ‑203 оснащен пятью отопителями. Четыре находятся в салоне и один на рабочем месте водителя. Отапливается автобус с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Для обогрева рабочего места водителя установлен независимый воздушный отопитель. Моя задача – проверить наличие антифриза в системе, в случае необходимости устранить утечку, включить проходной кран, запускающий контур системы отопления. Особое внимание необходимо уделить отопителю задней части салона, который сильнее других загрязняется и требует более тщательной очистки», – говорит Владимир Гецман. В автобусах система функционирует с использованием технологического тепла двигателя (конвекторы в салоне). Когда температура воздуха окружающей среды составляет от +5 °C и ниже, в салонах дополнительно включаются вентиляторы отопителей.
Леонид Купченя
На втором посту бригада слесарей по ремонту подвижного состава обслуживала троллейбус АКСМ‑321. Здесь своя специфика. Все отопители демонтируются и поступают в распоряжение работников электротехнического отделения. Слесарь-электрик по ремонту подвижного состава Леонид Купченя трудится в филиале сорок лет. Много знает о проблемах отопительного оборудования и способах устранения неисправностей. «Проверяю тэны, датчики, моторы. В числе проблемных элементов я бы назвал вентилятор обдува. Его приходится менять чаще всего, – говорит Леонид Купченя. – Исправная работа системы отопления – это не только комфорт наших пассажиров. Главным образом – это их безопасность. Поэтому в обязательном порядке проверяется изоляция прибора».
Отопители салонов троллейбусов, электробусов, трамваев работают при температуре воздуха окружающей среды от +5 °C (включительно) и ниже на протяжении всего времени нахождения на линии. Как и в автобусах, следить за этим должны сами водители. В соответствии с рабочей инструкцией перед выездом на линию они обязаны проверить техническое состояние подвижной единицы и ее комплектность, экипировку в соответствии с установленными требованиями, в том числе работоспособность прочего специального оборудования, к которому можно отнести и систему отопления. Убедившись, что она исправна, перед выездом на линию водитель обязан ее включить и на протяжении всего времени работы на маршруте должен контролировать поддержание необходимой температуры в салоне. Как соблюдается это правило, проверяют специалисты отдела технического контроля во время выезда транспорта за ворота парка. Мы побывали на КПП убедились: механики строго следят за тем, чтобы во всех подвижных единицах было тепло. «Проверка проводится как при выезде на маршрут, так и при завершении водительской смены. Если поломка случается в пути, автобус или троллейбус возвращается в парк, а вместо него выходят резервные машины», – рассказывает механик ОТК Александр Шибут.
Александр Шибут
Но главный индикатор работы системы отопления – это пассажиры. В случае неисправности они отправляют сигналы на горячую линию предприятия «Минсктранс» или посредством электронных писем. Если обращений нет, значит, технические службы транспортных парков со своей задачей справились.
Отопительный период в подвижном составе продлится до 30 апреля. Все это время работа системы отопления общественного транспорта в филиалах предприятия будет на контроле.
Ольга ДУБОВИК, фото автора