Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Найти подход к каждому

Почти год на должности начальника второй троллейбусной колонны филиала «Транспортный парк № 2» работает Сергей Хоменко. До этого семнадцать лет трудился водителем в пятом троллейбусном парке. Этот опыт помогает ему постигать науку управления сложным звеном филиала. Об особенностях работы на новом месте он рассказал корреспонденту «ТС».

– Сергей Юрьевич, что сегодня представляет собой вверенное вам подразделение?

– Троллейбусная колонна № 2 – это 107 человек. Руководителем этого коллектива я стал 3 апреля 2023 года. Прежде чем связать свою жизнь с городским пассажирским транспортом, долго искал себя. С детства многим увлекался. Учился в музыкальной школе, посещал кружок радиоэлектроники. В итоге остановил выбор на технических науках, но и занятия музыкой не бросил. Она осталась самым сильным увлечением жизни.

После школы поступил в Минский колледж радиоэлектроники, работал по специальности на одном из столичных предприятий. Профессия радиомеханика по ремонту и обслуживанию бытовой телерадиоаппаратуры мне очень нравилась. Не скрою: учеба дается мне легко, поэтому продолжал искать себя, решил поступать дальше. В 2019 году остановил выбор на Минском автомеханическом колледже, потом пошел на заочное отделение БНТУ по специальности «организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте». Недавно успешно сдал третью сессию. Все одногруппники лет на двадцать младше, но меня это нисколько не смущает. Ребята доверили мне роль старосты. Мне нравится быть во главе этой дружной команды.

При поступлении в колледж моя жизнь уже была связана с государственным предприятием «Минсктранс». Окончил курсы водителей троллейбуса и 11 апреля 2006 года самостоятельно выехал на линию по маршруту № 35. Считаю, что учиться человек может до тех пор, пока есть желание. И возраст этому не помеха.

– С пятым троллейбусным парком вас связывают семнадцать лет. Не жалко было расставаться?

– Честно признаться, я не сразу принял это решение. Понимал, что придется перестраивать привычный жизненный ритм. Но я взвесил все «за» и «против» и постарался спрятать эмоции на второй план. В ТП‑5 продолжает работать моя супруга Наталья. Там у нас был семейный экипаж. Так что любимый троллейбус МАЗ‑203Т70 с легкостью доверил ее заботливым рукам. Кроме того, моя жизнь неразрывно связана с творчеством. А оно, как известно, объединяет. Мы продолжаем встречаться с коллегами на всех масштабных мероприятиях «Минсктранса». Игра в составе команд в КВН, работа главным звукорежиссером фестиваля «Верасневыя зоры», участие в конкурсе любительского художественного творчества – то, чем, кроме работы, дорого мне наше предприятие. Долгое время я входил в состав вокально-­инструментального ансамбля «Без тормозоff», созданного на базе пятого троллейбусного парка. Играл на ударной установке. Творческая команда филиала «Транспортный парк № 2» тоже охотно приняла меня в свои ряды. Не исключено, что и здесь будет возможность создать музыкальную группу, репетировать, выступать.

– Что вы сделали первым делом, став начальником колонны?

– Подружился с коллективом (улыбается). Руководитель должен не просто знать каждого водителя в лицо. Нужно наладить такой контакт, чтобы в дальнейшем строить работу на принципах доверия, взаимовыручки, уважения. Вся моя работа строится на общении с водителями. И поскольку еще совсем недавно я был одним из них, хорошо знаю проблемы и вопросы, с которыми они сталкиваются. Понимаю, насколько большую эмоциональную нагрузку они испытывают при работе на линии. И почему нередко приезжают на диспетчерскую в плохом настроении. Водители моей колонны закреплены за ДС «Серебрянка». Там я бываю почти ежедневно. Нам всегда есть что обсудить. Мой принцип – быть для них всегда максимально доступным.

– Сегодня мы беседуем с Вами на ДС «Серова». Вас часто можно застать здесь, хотя эта диспетчерская не связана с маршрутами второй троллейбусной колонны. Какие функции вы здесь выполняете?

– Веду хозяйственную работу. Слежу за порядком, наличием необходимой бытовой химии, обновляю сведения на информационных стендах. В последние годы она преобразилась. Прежний начальник колонны Василий Бузько приложил немало стараний, чтобы станция выглядела не хуже других. С его заместителем Виктором Белоусом мне довелось поработать несколько месяцев. Осенью с такой же должности из третьего троллейбусного парка на его место пришел Александр Побережный. Впереди у нас много интересных дел. Думаю, в ближайшее время примем участие в обновлении фасада станции, сейчас частично меняем вывеску. Скоро начнем весенние работы по наведению порядка и чистоты. Диспетчерской не один десяток лет. Сначала сюда были проложены только автобусные маршруты, в 1986 году появилась контактная сеть. Вместе с железнодорожным остановочным пунктом осиповичского направления «Лошица» этот конечный пункт автобусов, троллейбусов и маршрутных такси образует крупный транспортный узел. После открытия в 2019 году Южной магистрали протяженностью два с половиной километра, которая соединила улицы Володько и Асаналиева, станция стала более посещаемой. Коллектив старается сделать ее комфортной как для водителей, так и для пассажиров.

– Что представляет собой маршрутная сеть вашей колонны?

– На ДС «Серова» обслуживаются два маршрута филиала «Транспортный парк № 2» – № 43 «ДС «Серова» – ДС «Дружная» и № 59 «ДС «Долгобродская» – ДС «Серова». Интересный факт: по маршруту № 59 «ДС «Серова» – Улица Долгобродская» в 2017 году заработали первые в стране электробусы. Всего же троллейбусная колонна № 2 обслуживает семь маршрутов, которые идут в микрорайоны Чижовка, Лошица, Дражня, Серебрянка, на вокзал.

На ДС «Серова» также обслуживаются филиалы «Троллейбусный парк № 5», «Автобусный парк № 5», «Автобусный парк № 6», «Автобусный парк № 7». За ними закреплены автобусные маршруты № 28 «ДС «Серова» – Масюковщина», № 73 «ДС «Серова» – Лебяжий» и № 176Э «ДС «Серова» – ДС «Шабаны». За смену на этот конечный пункт заезжает порядка 90 подвижных единиц. Все водители и контролеры с удовольствием проводят здесь перерывы. Работает буфет с продукцией столовой пятого автобусного парка. И водителям, и коллективу диспетчерской станции, и пассажирам он нравится.

– За этот год вам наверняка довелось проводить инструктажи, занятия с водителями. Для вас –  новый опыт. Расскажите об этом подробнее.

– Коллектив колонны – взрослые, сознательные люди с большим опытом работы. Возраст водителей – от 30 до 68 лет, 33 из них – женщины. Многие из них отработали не один десяток лет, являются ветеранами предприятия. Они ответственные, поэтому мне с коллективом легко.

Как и везде, на маршрутах троллейбусной колонны № 2 немало сложных участков. От водителя они требуют максимальной собранности, концентрации внимания. На инструктажах мы постоянно заостряем внимание на сложных участках дороги, стремясь тем самым помочь водителям в их повседневной работе на линии. Так, 27 февраля прошло двухчасовое инструктивное занятие с участием сотрудников ГАИ и инженеров отдела безопасности движения филиала. Много времени посвятили правилам проезда аварийно-­опасных участков. Приведу несколько примеров. Известная проблема для водителя троллейбуса – перекрестки с круговым движением. На маршрутах нашей колонны это площадь Рокоссовского. Поэтому постоянно возвращаемся к разговору о том, как его проезжать. На маршруте № 49 «ДС «Чижовка» – Кошевого» аварийно-­опасный участок начинается от улицы Буденного и закачивается разворотным кольцом на Олега Кошевого, где из-за припаркованного по обочинам стороннего транспорта очень сложно разъехаться нашим габаритным подвижным единицам. Не исключена вероятность бокового столкновения. Сложным считается поворот с улицы Долгобродской на улицу Грицевца, где тоже всегда много припаркованного транспорта. И проехать нужно так, чтобы его не задеть. Здесь очень важно профессиональное мастерство водителей. Поэтому на маршруты, осложненные такими участками, всегда ставим более опытных.

– Поскольку мы заговорили о мастерстве водителей, расскажите, ведется ли во второй троллейбусной колонне работа по повышению их квалификации?

– Безусловно. Этой работе сейчас уделяем больше внимания. Все проинформированы о том, что с 1 января 2024 года утверждена и введена в действие новая редакция Положения о порядке присвоения (повышения или снижения) квалификационных классов водителям автомобилей, водителям троллейбусов, водителям трамваев государственного предприятия «Минсктранс». В конце прошлого года классность у нас повысили семь человек: первый класс вождения присвоен четырем водителям, еще три получили второй квалификационный класс. Возможность предоставляем всем, кто выражает желание. В ближайшее время планируем провести опрос на эту тему среди водителей.

Не могу сказать, что в троллейбусной колонне № 2 наблюдается кадровый голод. Мы планомерно закрываем маршрутную сеть. Однако, чтобы и в дальнейшем ситуация с кадрами была стабильной, нам нужен приток водителей. 1 апреля закончится теоретическая часть учебы у пяти курсантов, которые затем приступят к учебной езде на троллейбусах АКСМ‑321. Уверен, им понравится работа в нашем коллективе. Я же постараюсь сделать все возможное, чтобы работать в нем водителям было комфортно, а каждый выезд на линию сопровождался только положительными эмоциями.

Беседовала Ольга ДУБОВИК, фото автора