За 33 года водитель филиала «Троллейбусный парк № 5» Сергей Шкиренок исколесил немало дорог, перевез тысячи пассажиров и ни разу не пожалел, что на заре юности судьба привела его в ряды электротранспортников.
Мы договорились о встрече с Сергеем Анатольевичем на ДС «Дражня». Заметив, что в ожидании я то и дело поглядываю на часы, оператор конечной станции Наталья Павлюк подмечает: «Водитель никогда не опаздывает. Он – пример для многих. Работу любит и выполняет ее безукоризненно». В положенное время троллейбус АКСМ‑333 плавно поворачивает на площадку ДС «Дражня».
– А начиналось все довольно обычно, – предваряя мой вопрос о том, как пришел в профессию, говорит Сергей Анатольевич. – Бабушка моего друга работала в троллейбусном парке № 1 и часто рассказывала об этом. Те истории прочно отложились в моей памяти. После возвращения в 1989 году из города Катовска Тамбовской области, где проходил срочную службу, решил, что хочу стать водителем. Хотя мог быть и военным, и электриком. Еще до армии я окончил Минское ПТУ № 9 автомобилестроения, получил профессию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Однако детская мечта не давала покоя, и я позвонил в шестой автопарк. Группа будущих автобусников уже приступила к занятиям, но я не сдался. В микрорайоне Дражня по улице Солтыса только открылся новый троллейбусный парк. Записался туда на прием. Константин Васильевич Козел, который работал в то время заместителем директора по эксплуатации, для меня и еще нескольких молодых людей, провел настоящую экскурсию: познакомил с парком, показал просторные цеха, красивые троллейбусы. После этого я окончательно утвердился в намерении здесь работать.
До начала курсов оставался месяц, в течение которого Сергей Шкиренок трудился в парке электриком, а затем сел за парту учебного пункта на ул. Варвашени с группой № 247. «Управлять троллейбусом меня учила Мария Гринкевич. Была строгая, требовательная. Я обижался на нее, но только спустя годы понял, что благодаря ей состоялся в профессии», – говорит Сергей Анатольевич.
На диспетчерской станции мы встретили водителя Елену Татарицкую – давнюю приятельницу Сергея Шкиренка, с которой более трех десятков лет назад они сидели за соседними партами учебного пункта. Водители до сих пор вспоминают, с каким азартом постигали новые знания, как хотелось им стать водителями. «Сергею уже тогда все давалось с какой-то невероятной легкостью, – говорит Елена Татарицкая. – Он во всем проявлял активность. Было видно, что он по-настоящему увлечен профессией».
Преодолев самый важный рубеж – учебную езду, Сергей Анатольевич попал на стажировку с пассажирами на 42-й маршрут (в то время его путь проходил от Серебрянки до Круглой площади) к Николаю Николаевичу Мазовке, который также внес свою лепту в его становление. А в феврале 1990-го самостоятельно, без сопровождающих, повез пассажиров по маршруту № 41 «ДС «Малинина» – Восток». Затем был № 17 «ДС «Дражня» – ДС «Чижовка‑6», по которому он отработал пять лет. «Мы с напарником получили машину ЗиУ‑9 с номером 5098 и накатали на ней миллион километров!» – вспоминает Сергей Шкиренок. К слову, «семнадцатый» стал для него судьбоносным. Однажды на разворотном кольце он пришел сменить водителя Ларису Агеенко, и с тех пор они не расставались. Сыграли свадьбу, родились сыновья.
Как водится, среди маршрутов колонны транспортники выделяют и любимые. Есть такой и у Сергея Анатольевича. Это № 33 «ДС «Дражня» – ДС «Одоевского». Он считается одним из самых протяженных: на оборотный круг уходит 2 часа 20 минут. Когда водитель в совершенстве освоил навыки управления коротким троллейбусом, пересел на сочлененный. «Модель АКСМ‑333 нравится больше остальных, – говорит Сергей Шкиренок. – Не раз получал предложения перейти на другие, но я люблю все устоявшееся, проверенное, привычное».
Сергей Шкиренок знает, как найти общий язык с пассажирами. Часто в его адрес приходят благодарности. Как и другие опытные водители, выработал собственную тактику. Чувствует настроение пассажира, проявляет внимательность и такт. «Бок о бок мы работаем более четверти века, – говорит начальник первой колонны Сергей Тукач. – Не было случая, чтобы этот водитель нарушил рабочую инструкцию. Все в нашей колонне знают его только с положительной стороны».
Есть люди, вокруг которых все вертится. Они притягивают своей энергией, приковывают внимание. К таким можно отнести и Сергея Анатольевича. Он умело совмещает основную деятельность и общественные заботы (водитель является председателем цехового комитета 1-й колонны). В свободное время занимается спортом – бегает на длинные дистанции. Любит работу, коллектив, свой парк, к которому за столько лет прикипел душой, и благодарен за то, что его заметили и так высоко оценили.
Стоит упомянуть, что за добросовестный труд Сергей Шкиренок был неоднократно отмечен. Он ветеран труда предприятия, имеет нагрудный знак отличия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Ганаровы транспартнік». Стоит подчеркнуть, что от обладателя высоких званий требуется больше, чем обычное выполнение служебных обязанностей. Нужно быть безупречным во всем. Добросовестно трудиться на линии, уметь образцово организовывать рабочий процесс, не допускать аварийных ситуаций на дороге, соблюдать культуру обслуживания. Быть примером и на работе, и в семье.
Ольга ДУБОВИК, фото автора