Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Встреча на «кольце» трамвая

История любого предприятия – это не только конкретные цифры, определенные даты и пройденные вехи. Прежде всего – это люди, которые ее создают. Анатолий Лапко посвятил «Минсктрансу» большую часть жизни, его трудовой стаж на предприятии составляет более 40 лет.

Родился Анатолий Васильевич в городе Слониме Гродненской области. Когда Анатолию было пять лет, семья переехала в Казахстан на освоение целинных земель. В городе Павлодаре прошли его детство и юность. После службы в армии молодой человек окончил курсы водителей трамвая и трудился в трамвайном депо Павлодара. Вскоре возглавил маршрут.

В Слониме у Анатолия Лапко осталось много родственников, и парень, приехав в очередной отпуск к ним в гости, оправился на экскурсию в столицу. Не мог не прокатиться на трамвае. Однажды на «шестерке» заехал на конечную станцию «Автозавод», зашел в диспетчерскую. Здесь и состоялась судьбоносная встреча, которая изменила его жизнь.

– Мария Казимировна Минаш работала в то время начальником группы маршрутов, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Мне было интересно пообщаться с коллегой. Это замечательный человек, преданный своей профессии, своему коллективу. Я ее очень уважаю, и по сей день нас связывает крепкая дружба. После этой встречи я окончательно решил: надо переезжать в Минск.

Водителя из Казахстана в сентябре 1982 года приняли в дружную семью столичных транспортников, сразу же выделили общежитие на ул. Кульман, 29. Начинал Анатолий Лапко водителем на трамвае рижского вагоностроительного завода РВЗ‑6 на шестом маршруте, затем стал начальником группы маршрутов – № 6 и 7.

– В то время водители соревновались за звание «Маршрут высокой культуры». Вымпел был переходящим, поэтому постоянно нужно было держать марку, чтобы не потерять «высоту», – вспоминает ветеран. – Вскоре в трамвайное депо стали поступать чешские трамваи «Татра». С группой водителей ездил в Киев для прохождения обучения. Затем в Минске преподавал теорию, а езде на новых машинах учили водители, прошедшие курс.

Все самое передовое, заслуживающее внимания, минчане старались внедрить у себя. В составе делегаций по обмену опытом Анатолий Васильевич побывал в разных городах. В 2002 году, когда Минск получил в подарок 10 немецких трамваев, Анатолий Лапко был направлен в город Карлсруэ осваивать немецкую технику. Он как обычный водитель колесил по улицам немецкого города, изучал особенности работы новых машин, а затем уже дома обучал минских водителей. Вскоре появились первые трамваи модели АКСМ‑1М. Со временем техника отечественных производителей совершенствовалась и модельный ряд расширялся.

В карьере этого неравнодушного инициативного человека постоянно было движение. В начале «нулевых» в трамвайном парке он стал заместителем директора по идеологической, кадровой и социальной работе, затем были другие назначения: заместитель директора по эксплуатации, заместитель директора по безопасности движения. Учился сам, учил других. Анатолий Васильевич трепетно относился к своему делу и многое делал, чтобы работа пассажирского транспорта только улучшалась. После выхода на пенсию он трудится в трамвайном парке контролером технического состояния механических транспортных средств.

Анатолия Васильевича всегда интересовала общественная работа. На протяжении многих лет он избирался членом профкома, а затем и его председателем. Знал проблемы и нужды рядовых членов, помогал в решении жилищных, бытовых вопросов. С удовольствием участвовал в художественной самодеятельности.

Бесспорно, целеустремленный и талантливый, он мог заниматься театральной или дикторской деятельностью, однако нашел себя на транспортном предприятии. О своих коллегах отзывается с глубоким чувством уважения и восхищения. Утверждает, что его всегда окружали и окружают замечательные люди. Оставаясь в «Минсктрансе», продолжает работать там, где нужны его знания и опыт, и счастлив, что все сложилось именно так. И появись вдруг возможность повернуть время вспять, он без раздумий снова поехал бы на «шестерке» в «кольцо» трамвая.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора и из архива Анатолия Лапко