В деле обеспечения бесперебойной работы общественного пассажирского транспорта, регулярности движения, работы на маршрутах без срывов рейсов свою лепту вносят бригады, которые занимаются заявочным ремонтом. Для его выполнения необходимы знания и навыки, оперативность. Это настоящая командная работа, требующая от ремонтных рабочих предельной аккуратности и слаженности действий. Именно такая команда профессионалов трудится в филиале «Транспортный парк № 1».
Заместитель главного инженера – начальник мастерской Павел Гутковский отметил: организации работ по устранению неисправностей в подвижном составе уделяется самое пристальное внимание.
– Можно сказать, что вся мастерская участвует в заявочном ремонте. Мы организовали работу так, чтобы необходимые узлы и детали всегда были под рукой, – говорит Павел Гутковский. – Сами восстанавливаем ремонтопригодные узлы и детали и отдаем на промсклад. Тем самым экономим время. Вышел из строя какой‑либо узел – ему тут же найдется замена, и машина не «зависнет» в ремонте.
Как рассказал начальник мастерской, для проведения ремонтов созданы все условия. К примеру, в электротехническом отделении, которое совмещено с моторным и топливным, восстанавливают генераторы, стартеры, циркуляционные насосы. Для этого есть оборудование, стенд для проверки генераторов и стартеров. В комплекте необходимые инструменты. Бригады трудятся в дневную и ночную смены, тем самым обеспечивая непрерывный цикл производства. Укомплектованы они специалистами высокого класса, которые могут починить автобусы любой марки, а также электробусы.
– В заявочном ремонте заняты профессионалы, которым под силу справиться с любыми задачами. Они очень ответственно относятся к своему делу, проявляют смекалку. Не жалеют ни сил, ни времени, если задание необходимо выполнить срочно, – подчеркнул Павел Антонович.
Бригады ночной смены возглавляют опытные мастера по ремонту транспорта Александр Кашкан и Леонид Гапанович. Бригадами, которые трудятся днем, руководят заместитель начальника мастерской Андрей Заяц, мастера по ремонту транспорта Дмитрий Каплиенко и Сергей Пузик. Обычно заявки поступают после съезда транспортных средств с линии. Это основное количество, но бывает, поломки случаются и в течение дня. Основной и более сложный ремонт, требующий больше времени, к примеру, ремонт двигателя, автоматической коробки передач, ведущего моста, выпадает на дневную смену. Ночью в основном устраняются мелкие поломки. Делается это оперативно, чтобы машина утром могла выйти на линию.
Отмечается также сезонность поломок – зимой чаще всего страдают отопительная система, пневмосистема, летом – система кондиционирования. Генератор может выйти из строя в любое время, поэтому данный узел всегда должен быть в запасе.
Ремонтом генератора в тот день занимался Никита Григуц, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
– В данном случае неисправна обмотка, она чаще всего выходит из строя, – поясняет Никита.
Интересуюсь, сложно ли исправить поломку. Оказывается, для таких специалистов – нет. Имеются необходимые инструменты и приспособления, а еще – наработанный навык.
Никита Григуц
Полгода назад молодой человек вернулся из армии. В парк Никита Григуц пришел в 2021 году по распределению после окончания Минского радиотехнического колледжа. Поработал недолго, пришло время призыва. Отслужив, он решил вернуться в коллектив, где совершенствуется в профессии. В этом году Никита стал студентом-заочником – поступил в БГУИР.
– Поначалу было сложно, – признается Никита Григуц. – В ремонтном деле важна память рук, которые могут повторить однажды проделанную операцию. Мне очень помогли опытные специалисты. Помню, как первый раз принимал участие в заявочном ремонте. Вникал, не стеснялся спрашивать, теперь гораздо легче.
Василий Стефанович и Валерий Дубовик
В агрегатно-механическом цехе производится ремонт суппортов, рулевых тяг, реактивных штанг, энергоаккумуляторов, компрессоров. Слесарь по ремонту автомобилей Валерий Дубовик пришел в бригаду недавно. До этого трудился на разных предприятиях, занимался ремонтом сельхозтехники. Сейчас проходит обучение под началом опытного наставника Василия Стефановича.
Почти 40 лет в копилке трудового стажа у токаря Игоря Слабко. Игорь Николаевич окончил ГПТУ № 94 и первый опыт получил на Минском тракторном заводе, где трудился до армии. После службы устроился в «Автобусный парк № 4» (тогда была автоколонна № 2427), ремонтировал ЛАЗы, ЛиАЗы.
Игорь Слабко
– Сейчас техника более современная, – поясняет Игорь Слабко. – Комплектуются машины по-другому. Детали более сложные, изготовленные по другим стандартам. Токарю нужно приспособиться. Инструмент у нас хороший, появился новый токарный станок, на котором работать одно удовольствие.
По словам ветерана, за прошедшие годы много было приглашений, но он и не думал поменять место работы – привык к стабильности.
Сергей Гвоздь и Александр Красовский
– У нас интересная и кропотливая работа, – говорят слесарь по ремонту автомобилей Александр Красовский и слесарь по ремонту электрооборудования Сергей Гвоздь. Они показывают машину, над которой «колдуют». – У МАЗ‑203 неполадки в системе кондиционирования, разбираемся. В осенне-зимний период возникают другие проблемы.
В бригадах привыкли к тому, что с наступлением сезона ненастья работы прибавляется. Специалисты-ремонтники понимают, что самое главное в техническом обслуживании подвижного состава – соблюдение техпроцесса, качество ремонта и постоянный контроль.
Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора