Музей городского пассажирского транспорта – не только гордость нашего предприятия. Это уникальное явление в культурной и транспортной жизни страны. Сегодня его фонды насчитывают более десяти тысяч предметов. Полторы тысячи из них представлены в экспозиционных залах. За время работы музей стал не просто выставочной площадкой или хранилищем. Он стремится привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи. Сегодня собеседник «ТС» – заведующий Музеем городского пассажирского транспорта Мерине Петросян.
– Мерине, здесь вы работаете с 2016 года. С чего все начиналось?
– Я пришла в то время, когда музейная коллекция передавалась на проспект Партизанский, 6 с территории уже недействующего филиала «Троллейбусный парк № 1». Там много лет подряд активно собирались экспонаты. Главным действующим лицом этого процесса и первым заведующим музеем был Виктор Ковалев – заслуженный работник транспортной сферы Минска. Сегодня сотрудники музея горды тем, что продолжают его дело. Первое, что нам предстояло сделать, – систематизировать накопленное за долгие годы. Мы составили тематико-экспозиционный план, разработали научную концепцию. После этого приступили к наполнению залов. Первая экскурсия была проведена 29 октября 2018 года.
Сегодня Музей городского пассажирского транспорта – это основной экспозиционный зал с мини-кинотеатром и видеостеной, где представлены история и развитие общественного транспорта от конки до электробуса, в одном из залов можно увидеть мотоциклы и велосипеды, а на площадке под открытым небом – экспозицию раритетной техники. Я и сотрудник музея Илья Валаханович, недавний выпускник исторического факультета БГУ, продумываем план проведения экскурсий и проводим их, продолжаем работу по научной обработке музейных предметов и поиску новых экспонатов.
– Музеи проживают две совершенно разные жизни. Первая – известная каждому, экспозиционная. Вторая жизнь – закулисная. Она спрятана от посторонних глаз, протекает в запасниках. Как пополняются фонды Музея городского пассажирского транспорта?
– Усилиями всех филиалов предприятия, работников и ветеранов «Минсктранса», которые передают экспонаты в дар. Это постоянный процесс. Каждая вещь или документ регистрируется в электронной инвентарной книге и определяется в ту или иную коллекцию. В книге содержится весь перечень основных и научно-вспомогательных фондов. Основные находятся в экспозиционных залах. Это оригинальные предметы, которые представляют особый интерес и ценность. Во вспомогательных фондах – повторяющиеся экспонаты, новоделы, или, по-другому, подделки. Их используем во время мероприятий, лекций, на выездных экскурсиях. С 2017 года сотрудничаем с частными коллекционерами. Среди них – председатель Минского общества защиты памятников, техники и транспорта «Наша Победа» Василий Терешко, который время от времени передает нам на хранение раритетные мотоциклы и автомобили. Недавно экспозицию пополнил велосипед из Багдада, который в 80‑х годах бегал по улицам столицы Ирака, а затем был приобретен минским коллекционером. Он пришел с сыном посмотреть музей и решил, что велосипед удачно впишется в экспозицию раритетной техники. Мы с благодарностью его приняли. Еще один житель столицы передал нам альбом с талончиками и проездными документами разных лет. Экспозиция интерактивная, что особенно нравится детям. Они могут оторвать талончик от сувенирного календаря, пробить на компостере и оставить себе на память.
– При словосочетании «фонды музея» фантазия рисует огромные подземные хранилища, крепкие сейфы и длинные коридоры с подпирающими потолок полками. Что представляют собой запасники нашего музея?
– Фондохранилище Музея городского пассажирского транспорта расположено в одном из помещений филиала «Служба энергохозяйства». Там сделан ремонт, размещены стеллажи для хранения вспомогательных экспонатов. Есть ящики, которые еще до конца не разобраны и не обработаны. Уверена, там мы найдем еще немало любопытного. Конечно, далеко не все предметы имеют историческую ценность. Но есть среди них и уникальные находки, которые способны пролить свет на тайные страницы истории.
Фонд – то место, где происходит работа по сохранению, исследованию и использованию музейных предметов. На стадии их отбора начинается процесс изучения, цель которого – установить, имеют ли они музейную ценность. Мы должны уметь отделять «зерна от плевел», следить за сохранностью экспонатов, вести их постоянный переучет.
Предметы и документы Музея городского пассажирского транспорта отражают эпоху послевоенного времени. Но есть и более старые вещи, документы. Например, 19‑метровая копия схемы электросетей Минска 1890 года. Можно сказать, с нее начиналось развитие столичной сети электротранспорта. К тому времени Минск получил мощный толчок в развитии. Площадь города увеличилась в десять раз. Были построены водопровод, конка, электростанция. По всему городу началась прокладка проводов, установка фонарей. Все это делалось по схеме электросетей Минска.
– Популярность музея растет. Только во время нашей беседы по телефону неоднократно поступали заявки на экскурсии…
– Пик посещаемости музея начинается во время весенних каникул. Всю весну и лето у нас будет довольно плотный экскурсионный график. Только за первые три субботы апреля в музее побывало более 500 человек. В рамках реализации Программы патриотического воспитания населения на 2022–2025 годы издан приказ генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» установить с 1 апреля единый день бесплатного посещения музея для учащихся, получающих общее среднее профессионально-техническое и среднее специальное, высшее образование.
Часовая экскурсия рассчитана на людей разных возрастов. У нас интересно всем. Приятно, что есть круг постоянных посетителей. Например, каждую субботу приходят подростки из группы любителей общественного транспорта. Они устраивают квесты на экспозиционной площадке под открытым небом. Приносят схемы маршрутов, одеваются в водителей и пассажиров прошлых лет. Наши частые гости – ребята из кружка «Юный железнодорожник» БЖД. Музей можно посмотреть и без экскурсионного сопровождения. На площадке представлено более тридцати единиц техники. Сейчас экспозиция пополнилась автобусами МАЗ‑152 и МАЗ‑107. К слову, площадку обновили, заасфальтировали, нанесли разметку.
Как правило, о нас узнают из социальных сетей. Мне нравится, когда с посетителями есть обратная связь. Мы активно ведем Instagram-канал. Посетители подписываются на него, делятся впечатлениями. Instagram-канал используем и как средство изучения общественного мнения. Недавно интересовались у подписчиков, что бы они хотели видеть в одном из помещений музея. Многие проголосовали за открытие комнаты с виртуальной реальностью (симулятор вождения различных видов пассажирского транспорта). Наши посетители постоянно подпитывают нас новыми идеями, которые мы стараемся воплотить. Наш музей должен быть местом, куда хочется приходить вновь и вновь.
О Музее городского пассажирского транспорта знают и за пределами страны. У гостей столицы он в списке обязательных к посещению мест. Нам удалось пообщаться с туристами из Латвии, семьей Сысоевых из Друскининкая, которые приехали в Минск на несколько дней и заглянули в наш музей:
– Поскольку для граждан Латвии в этом году продолжает действовать безвизовый порядок въезда в Беларусь, мы решили не упускать возможность и приехать в Минск. О Музее городского пассажирского транспорта узнали из интернета и решили с сыновьями его непременно посетить. Нам очень понравилось. Тем более в нашем городе такого нет. Здесь можно увидеть раритетную технику, сфотографироваться и даже посмотреть фильм. Многое можно потрогать и побывать в кабине того или иного транспорта. Охватывает ностальгия по советскому времени! Тут и «Запорожец», и знаменитый «каблук». Спасибо всем, кто причастен к идее создания этого музея. Очень интересное место!
Беседовала Ольга ДУБОВИК, фото автора