Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Быть активным – это модно!

Участники молодежного городского проекта «Минская смена» продолжают работу над своими проектами. В их числе – диспетчер наземного транспорта центра управления движением государственного предприятия «Минсктранс» Денис Ясюнас. Он не просто предлагает идеи для развития столицы, но и работает над их воплощением.

Выбор профессии – дело не простое. Но молодой специалист Денис Ясюнас считает, что верно сделал свой выбор: «Я родился в Бобруйске. С детства очень хорошо знал свой город, любил изучать его, перемещаясь на автобусах и троллейбусах. И после девяти классов остановил выбор на автотранспортном колледже. Учился по специальности «организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте», также получил квалификацию «контролер пассажирского транспорта». В колледже много времени уделял не только теории. Досконально на практике изучил автобусные и троллейбусные маршруты родного города, посетил два его парка – автобусный и троллейбусный. Это время было незабываемым и интересным. И пролетело быстро. Через три с половиной года получил диплом и приобрел востребованную профессию».

После окончания Боб­руйского автотранспортного колледжа как один из лучших выпускников Денис Ясюнас получил распределение в Минск. В 2018 году начал трудовой путь в должности контролера пассажирского транспорта в филиале «Агентство Минсктранс», а с апреля 2019 года вошел в штат диспетчеров центра управления движением. Считает, что работа контролером помогла ему очень быстро освоиться в незнакомом городе. И стала хорошей платформой для дальнейшей работы диспетчером городского пассажирского транспорта. «Работа в ЦУДе очень динамичная. Мы отслеживаем перемещение транспорта, регулируем сбойные ситуации. Движение на улицах может остановиться по различным причинам: ДТП, обрыв контактной сети, подтопление. На все есть проверенные алгоритмы: для транспортных средств нужно найти оптимальный путь объезда, а при отсутствии такой возможности направить их на разворот. В любом случае от диспетчера требуется умение быстро находить выход из сложившейся ситуации и делать все возможное, чтобы транспорт продолжал работать без сбоев», – говорит Денис.

Диспетчером он работает пять лет. Интересуюсь у молодого специалиста, что помогает ему быть успешным в профессии. «Компетентность, умение общаться с людьми, стрессоустойчивость. Проверку на профпригодность диспетчеры проходят каждый день», – отвечает Денис. В его буднях нет рутины и однообразия. Основная задача – держать руку на пульсе транспортных артерий, следить за всем, что происходит на маршрутах. На его рабочем месте – монитор с картой города. В режиме онлайн можно видеть, как перемещаются по улицам транспортные средства. Навигация «подсказывает», соблюдают они график или выбиваются из него. При необходимости диспетчер может вывести на экран определенный маршрут или по отдельности автобусы, троллейбусы или трамваи, чтобы оценить ситуацию в городе и устранить возникшие сложности. «Мне нравится работать с троллейбусными маршрутами, больше сложностей в процессе эксплуатации, соответственно, больше путей решения проблем, – считает Денис Ясюнас. – Основное отличие в работе между автобусными и троллейбусными маршрутами – наличие контактной сети. Сегодня я работаю в основном с маршрутами транспортного парка № 2, троллейбусных парков № 3 и № 5. Например, второй транспортный парк на сегодня обслуживает 13 троллейбусных и 21 автобусный маршрут. И все мне нужно знать досконально, чтобы помочь водителям на линии, подсказать схему объезда или движения по новому маршруту. Одновременно в час пик на дорогах Минска работает 549 троллейбусов, 879 автобусов, 89 трамваев. Чтобы управлять таким большим количеством транспорта, все диспетчеры должны быть собранными и сплоченными».

В прошлом году Денис Ясюнас получил диплом БНТУ. Окончил заочное отделение автотракторного факультета по специальности «инженер организации дорожного движения и транспортного планирования». Каждый день старается стать на ступеньку выше в профессии. Периодически исполняет обязанности главного диспетчера, а это – еще большая степень ответственности. «Огромные возможности для развития дает интернет. Главное, научиться их использовать, – говорит Денис. – Различные сайты помогают изучать контактную сеть города, разворотные кольца. А Telegram-­каналы – владеть оперативной информацией на дорогах. Позволяют быстро получать сведения о ДТП и тут же координировать движение во избежание заторов. Свободное время тоже провожу с пользой. Сажусь на велосипед и изучаю новые улицы, остановочные пункты. В планах – досконально узнать «Минск-­Мир» и жилой комплекс «Северный Берег».

Денис Ясюнас является участником проекта «Минская смена‑2024». 11 апреля в Мингорисполкоме он вместе с другими молодыми специалистами нашего предприятия представил свои идеи по направлению «Транспортное обеспечение». В настоящее время занимается реализацией проекта и надеется, что его инициативы будут приняты: «Мне предстоит непростая работа. Надеюсь, она будет актуальна для Минска. Не хочу забегать далеко вперед. Пока только скажу – она будет направлена на улучшение информирования пассажиров посредством информационных интернет-­каналов. Хочется быть полезным предприятию и городу. Оставаться в стороне сейчас не модно».

Ольга ДУБОВИК, фото автора