Так считает водитель городских маршрутов пятого автобусного парка Михаил Месник, посвятивший любимому делу 45 лет. Сегодня он в числе ветеранов, которые своим примером вдохновляют молодежь, учат всем премудростям непростой профессии.
– Сколько себя помню, всегда любил технику, – говорит Михаил Иванович. – Я родился и вырос в Любанском районе. Как и большинство сельских мальчишек, мечтал о водительской профессии. Мне повезло: первый раз сел за руль в школе, причем за штурвал трактора Т‑40. Теперь такая техника настоящий раритет, трактор маленький, похожий на танк, вместо руля – рычаги. В те годы в школе активно проводилась профориентационная подготовка, так что по окончании мы имели на руках аттестат о среднем образовании и водительские права и вполне могли работать в механизированной бригаде. Так оно и было, все юноши до армии несколько месяцев трудились в колхозе водителями. После того, как окончил школу, получил права, с профессией водителя практически не расставался. Практику продолжил в армии – меня сразу же определили в танковые войска.
Вернулся из армии в 1979 году и решил пойти работать на Минский автозавод рабочим-станочником. Подкупило то, что иногородним давали общежитие. Но терпения у молодого человека хватило всего на два месяца – уволился с завода и поступил на курсы водителей в ЦАУК, а 2 мая 1980 года Михаил Месник самостоятельно вышел на линию.
– Если честно, пока изучал теорию, не задумывался, как буду чувствовать себя на линии. А когда сел за руль большой машины и сам поехал, понял, что это работа мне будет на всю жизнь, – вспоминает Михаил Иванович. – Диспетчерская станция «Дружная» – моя любимая станция. Первые маршруты – 41‑й, он делал разворот возле мединститута, на линию тогда выпускали всего 5 машин, и 11‑й, пролегавший к 9‑й больнице. Малиновку построили гораздо позже, – вспоминает Михаил Месник.
Первый его автобус – «Икарус». С напарником Николаем Хроловичем накатали на нем миллион километров!
– Напарник был у меня замечательный, – отмечает Михаил Месник. – С Николаем Ивановичем мы отработали 40 лет. Недавно он ушел на пенсию. Машину смотрели, берегли, участвовали в ремонте. Это сейчас пишешь заявку, и тебе все сделают как надо. А тогда гайки крутили вместе со слесарями. «Икарусы» хорошо себя зарекомендовали, да и мы за ними следили. Запасные колеса возили с собой в автобусе, обтягивали их чехлами, чтобы не так в глаза пассажирам бросались. Если колесо пробьется по дороге, сами же на трассе и меняли, никаких услуг «техпомощи» не просили. Всего у нас было три «Икаруса». Потом мы с Николаем Ивановичем получили МАЗ‑205, и эту машину берегли, она нам послужила. Сейчас я работаю на длинном МАЗ‑215. Всю жизнь на длинных машинах, несомненно, маневренность у них не такая, как у коротких, но мне нравится, что можно перевезти большое количество пассажиров.
Михаил Месник трудится во второй колонне, обслуживает 84‑й маршрут. Сейчас в напарниках у Михаила Ивановича Олег Спиридович, с которым тоже сложились хорошие дружеские отношения. Надо сказать, что маршрут № 84 «ДС «Малиновка‑4» – Слепянка» в числе самых протяженных в столице. Длина оборотного рейса – 45 км, по пути следования в одну сторону автобус делает более 40 остановочных пунктов и на весь «круг» затрачивает почти два с половиной часа. Михаил Месник хорошо изучил этот маршрут, так привык к нему, что искренне считает самым любимым. Хотя прекрасно может выйти на разные маршруты колонны, спокойно и уверенно ведет автобус по любому из них.
За столько лет у Михаила Ивановича ни разу не возникло желания сменить профессию и уж тем более – перейти в другой парк. «В моей работе нравится общение с людьми и, конечно, движение. Вроде в кабине ты сидишь на одном месте и при этом находишься в постоянном движении – проезжаешь десятки остановочных пунктов, перемещаешься из одного конца города в другой. А что может быть лучше! Несомненно, на маршруте требуется предельная внимательность и ответственность, потому что везешь не какой‑либо груз, а людей. Главное правило – пассажиру должно быть удобно и приятно пользоваться нашим видом транспорта», – говорит Михаил Месник.
У Михаила Месника давно первый водительский класс, он имеет все нагрудные знаки «За работу без аварий», его труд отмечен грамотами и благодарностями, а портрет неоднократно был занесен на Доску почета филиала, присвоено звание «Лучший по профессии», а в 2019 году он награжден нагрудным знаком «Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс». Много лет Михаил Иванович был наставником, передавал опыт новичкам.
– Человек должен чувствовать, что вождение – это его призвание, – говорит ветеран.
Михаил Иванович не только хороший работник, он – прекрасный семьянин. С супругой Верой Михайловной знакомы с детства – их браку 45 лет. Воспитали двух дочерей, которые подарили троих внуков. Вся семья любит собираться на даче. Михаил Иванович – любитель цветов. На дачном участке он развел розы, георгины, флоксы, с удовольствием за ними ухаживает и самые пышные букеты дарит супруге и дочерям. Говорит, что цветы украшают жизнь, помогают восстановить силы после напряженной работы.
– Из нашей группы, а это 30 человек, остался на предприятии я один, – с сожалением говорит Михаил Иванович. – Многие ушли на заслуженный отдых. Что ж, время неумолимо, приходит новая смена. Молодежи хочется больше рассказать, передать опыт, научить любить свое дело.
Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора