Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

От детского интереса к призванию

Водителя автомобиля филиала «Транспортный парк № 1» Дениса Матвеева видели многие. Даже те, кому никогда не доводилось ездить на 91 маршруте, на котором он работает. Все дело в том, что Денис Николаевич вместе со своим коллегой стал «лицом» рекламного ролика о труде водителей, который часто демонстрируется на экранах мониторов в городском пассажирском транспорте.

Интерес к автомобилям, а точнее, к автобусам, возник у Дениса в десять лет, когда им с мамой выделили путевку на оздоровление в санаторий на Нарочь. До базы ехали на «Икарусе». И мальчика настолько впечатлила эта большая машина с ее механизмами, что по возвращении домой он попытался сделать модель полюбившейся венгерской техники. Причем старался подметить все детали и перенести их на чертеж.

– Много лет спустя мама рассказала, что отец был водителем во втором автобусном парке, но, когда я был маленьким, оставил эту работу. Так что страсть к вождению у меня, можно сказать, в крови, – делится Денис Матвеев.

Однако путь к исполнению мечты не был коротким. После девяти классов юноша окончил профессионально-техническое училище № 31 по специальности «слесарь по ремонту автомобилей», затем заочно – Минский государственный автомеханический колледж.

– В 2002 году начал трудиться по профессии во втором автобусном. В основном доводилось иметь дело с «Икарусами»: ремонт коробок передач, воздушных компонентов, амортизаторов подвески. Технически эти автобусы простые, работают по законам физики. А сейчас в машинах все электронное, и в этом плане намного сложнее. Если в венгерских автобусах можно было догадаться, в чем причина неисправности, то теперь без компьютерной диагностики никак. Правда, без человека тоже не обойтись. Когда я учился, наши преподаватели говорили, что самый лучший диагност – именно водитель. Он чувствует, слышит все изменения, лишние звуки. В этом я убедился уже на практике: когда работаешь изо дня в день, знаешь свою машину, с ней сроднился, тогда любое отклонение от привычного ритма режет слух. Бдительность и внимательность водителя зачастую позволяют выявить проблему на ранних стадиях, – поясняет Денис Николаевич.

Через некоторое время мой собеседник решил, что пора двигаться дальше, перевелся в шестой автобусный парк и вскоре поступил на курсы водителей.

– Первый самостоятельный день работы на линии, конечно же, был очень волнительным. Но я боялся не столько дороги или маршрута, сколько нюансов, которые могли подстерегать на пути. А потом с каждым днем набирался опыта, запоминал каждую важную деталь, – продолжает Денис Матвеев.

Водителя, влюбленного в свое дело, заметили и временно назначили заместителем начальника колонны. Но такой карьерный рост моему собеседнику не понравился:

– Планирование, расстановка состава – это не мое. Мне в радость, если день проходит в пути и так, как надо: техника не поломалась, и ты нигде не отстал от графика.

Тогда Денис Николаевич решился на смену места работы и ушел в международные перевозки в частную компанию, где проработал до короновируса. Когда границы начали закрываться, он для себя проанализировал ситуацию и понял: это будет уже не та «международка», что раньше. И решил пойти водителем «скорой помощи».

– Возил бригаду интенсивной терапии – это почти как реанимация. Медики, в прямом смыс­ле, доставали людей с того света. Экстренные вызовы – особый вид искусства. С сиреной летишь на красный свет светофора, что уже небезопасно, но нужно успеть на вызов, ведь даже секунды могут решить судьбу человека. Во всем, в любой работе нужен опыт, – рассуждает водитель. Вот он и решил обрести новый опыт, понять новую машину. Автобусы, «скорая» в его арсенале уже были, а потому мой собеседник захотел узнать, что это за «зверь» такой – электробус. Пришел в первый транспортный.

– На мой взгляд, автобусы и электробусы – принципиально разная техника. С виду может показаться, что все одинаково. Но это не совсем так. В автобус изначально вложен большой запас хода. В электробусе же он ограничен возможностью батарей, а в холодное время года еще больше снижается. И эти факторы – отопление, заторы в городе – нужно учитывать. А еще – правильно разогнаться, ведь и на таком простом действии можно потратить много энергии, – перечисляет Денис Матвеев. – Работая на одних и тех же маршрутах, постепенно изучаешь график светофоров, где-то удается подловить момент, чтобы лишний раз не остановиться, ведь это тоже съедает энергию.

Первое время он почти год «рулил» на электробусе с небольшим запасом хода. Круг сделал – встал на зарядку. Немного дискомфортно. Теперь же ему доверили машину третьего поколения, с длительным запасом.

– Результат выезда на линию во многом зависит от того, насколько сам водитель подготовил свою технику. Особенно это заметно зимой. Можно утром прийти в парк и сразу выйти в рейс: с холодным салоном, который будет согреваться во время движения, и такой же батареей. А можно прийти пораньше, стоя на станции, прогреть батарею, салон. Питание на все эти манипуляции техника получает от станции, то есть, не тратя свой запас энергии. И когда выезжаешь по маршруту – уже ресурс сэкономил. Ну и пассажирам приятно, особенно самым первым. Что ни говори, утром всегда прохладно, а тут уже теплый салон, – делится Денис Николаевич.

В холодное время года он обычно приезжает в ТП-1 до «дежурок» – в 4.00, чтобы заранее подготовить машину или просто осмотреть.

– Новая модель – 303Е – самая удачная и удобная. Все под рукой. Эргономичное кресло, информативная панель управления. Так как водители занимаются продажей талонов, для нас очень важно, чтобы было место для талонной продукции, монет. Здесь соблюден баланс: и свободная кабина, и все под рукой, и все доступно, – продолжает мой собеседник.

Еще одним из преимуществ новой машины Денис Матвеев считает ее мягкий ход. Говорит, электробусы «переплывают» все неровности. А ведь ему есть с чем сравнить: автобусы для международных перевозок, на которых работал, именно такие – комфортные и удобные. К слову, о «международке» он больше не думает. После работы на «скорой» понял: в дальнюю дорогу не тянет. Поэтому, придя в ТП-1, Денис Николаевич окончательно решил: здесь его место. И не удивительно, что он стал «лицом» рекламного ролика о профессии водителя.

– Прошлой осенью вышел в рейс. Первая смена, спать хочется жутко. Подходит пассажирка, покупает билет и спрашивает: «Это вас показывают на экране?» Подтвердил: да, меня. И добавил, что она – первая, кто меня узнал. А женщина ответила, что она просто первая, кто решился об этом заговорить. Сонливость как рукой сняло. Жена уже шутит, что меня слишком много в ее жизни: дома, в общественном транспорте. А как-то пару раз пригласили на радио и телевидение. Получилось, и в телевизоре я, – улыбается Денис Матвеев.

Свою увлеченность работой мой собеседник пытается привить сыновьям, но при этом сильно не настаивает. Артем, ему тринадцать лет, серьезно занимается футболом. Его брат Дима, которому девять, также ходит в эту секцию, но папа не без радости отмечает, что младший не лишен технических способностей.

– В профессии водителя, как и в авиации, случайных людей быть не должно. Если приходишь только за деньгами, работа быстро станет рутиной. Не каждый выдерживает такие нагрузки. И здесь нужен определенный характер. Необходимо быть хладнокровным, выдержанным, не поддаваться эмоциям. Если все пропускать через себя, появляется резкая манера вождения, что недопустимо. А еще я бы посоветовал молодым водителям относиться к делу с умом, вкладывать в него душу. Нужно не только перевезти пассажиров из одной точки в другую, а обеспечить и продемонстрировать достойный сервис, – подытожил Денис Матвеев.

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора


Вернуться назад