Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Когда все под контролем

Диспетчерская служба отдела организации перевозок филиала «Транспортный парк № 2» работает четко и слаженно, выполняя важную для столицы и пассажиров задачу –  не допускать нарушений интервалов движения общественного транспорта. Наталья Разживайкина входит в ее состав более двух десятков лет. И каждую смену старается сделать все возможное, чтобы обеспечить людям максимальный комфорт перемещений и своевременную доставку по нужным адресам. Корреспонденту «ТС» она рассказала, какие задачи диспетчерская служба филиала решает сегодня и чем увлекает ее профессия.

Второй транспортный парк предприятия – это 24 автобусных и 13 троллейбусных маршрутов. Его подвижной состав курсирует по микрорайонам Серебрянка, Чижовка, Курасовщина, жилому комплексу «Минск-Мир», отдаленным улицам Серова, Кижеватова, работает на главном столичном проспекте, соединяя такие диаметрально противоположные диспетчерские, как «Лошица-2» и «Карастояновой», «Славинского» и железнодорожную станцию «Минск-Южный». Эффективно регулировать их работу помогает диспетчерская служба этого филиала, где успешно трудится и Наталья Разживайкина.

В систему «Минсктранса» представитель семейной династии транспортников пришла в 2003 году. Ее мама Ирина Толкач была водителем в третьем троллейбусном парке и часто рассказывала дочери о своих интересных буднях. «С детства меня удивляло то, как четко в нашем густонаселенном городе работает транспорт. Когда я поступила в Минский политехнический колледж и начала изучать перевозки на городском электротранспорте, получила ответы на многие свои вопросы. На семинарах мы разбирали, как выбирают вид транспорта для определенного района города. Оказалось, это серьезная аналитическая работа, во время которой изучается пропускная способность улиц, пассажиропоток, дорожная обстановка и многое другое. Мне поскорее хотелось применить свои знания на практике. После окончания учебного заведения в 2003 году я, не дожидаясь распределения, решила устроиться в первый троллейбусный парк. Сначала работала на троллейбусном разворотном кольце «Старый аэропорт», потом изучила трамвайные маршруты, перешла на разворотное кольцо на площади Мясникова. Специфику работы с автобусами постигла на ДС «Курасовщина», – рассказывает Наталья Разживайкина.

На ее трудовом пути менялись филиалы, но отношение к работе – серьезное, ответственное, вдумчивое – оставалось.  Приходя в новый коллектив, она старалась быстро освоиться, лучше узнать специфику его работы, извлечь пользу для профессионального роста и более детального изучения профессии. Трудилась на ДС «Чижовка», на автостанции «Автозаводская». С 2017 года Наталья Разживайкина ежедневно выполняет разноплановые задачи под руководством начальника отдела организации перевозок Дмитрия Кутузова второго транспортного парка. «Работа в диспетчерской не монотонная. Здесь нужно постоянно учиться, оттачивать навыки, ежедневно запоминать много нового. Мне это нравится. Вместе с коллективом я прошла здесь разные этапы. Работала с электробусами, которые затем были заменены автобусами МАЗ-103, МАЗ-203 из второго автобусного парка при его расформировании.

Сегодня второй транспортный парк – это 227 подвижных единиц. Каждое утро на линию выходят 92 троллейбуса и 93 автобуса. Чтобы обеспечить оптимальную вместимость пассажиров, диспетчер должен досконально знать классификацию моделей. Также необходимо хорошо знать маршрутную сеть филиала. В ТП-2 много сложных звеньев: разворотных колец, перекрестков и других узлов, соединяющих участки улиц», – поясняет Наталья Анатольевна.

Она эффективно взаимодействует с водителями, начальниками колонн и их заместителями, с мастерами ремонтной зоны. Перевозки в этом филиале осуществляют четыре колонны: две троллейбусные и две автобусные. Троллейбусными руководят Сергей Хоменко и Александр Апетенок, автобусными – Дмитрий Надольский и Дмитрий Крупский. Работа по выпуску троллейбусов на линию начинается в 4.30 и заканчивается в 16.30. Во вторую смену Наталья Разживайкина курирует еще и автобусные маршруты. Бывает, что телефоны диспетчера докрасна раскаляются от звонков. Но грамотный специалист всегда держит ситуацию под контролем. Она сосредоточена, внимательна и способна быстро находить пути решения вопросов: «В течение смены к диспетчеру стекается оперативная информация о том, что происходит на маршрутах парка. Бывают сбойные и аварийные ситуации. В такой момент важно постоянно быть на связи с водителем, действовать грамотно, четко и оперативно. Выясняю обстоятельства происшествия, при необходимости помогаю вызвать службы экстренной помощи, сообщаю об инциденте руководству филиала и центральному диспетчеру центра управления движением».

После массового съезда транспорта с линии начинается его подготовка к утреннему выезду. Диспетчер принимает в этом процессе непосредственное участие. В ночную смену Наталья Разживайкина работает с Иваном Устиновичем и Сергеем Лахтановым, которые руководят всеми процессами, происходящими в филиале в это время суток.  Принимает заявки об устранении неполадок транспорта, организовывает выезды дежурных машин и планирует утренний выход транспорта на линию.

Многие процессы в парке компьютеризированы. Система навигационного обеспечения и передачи данных (СНОиПД) позволяет в онлайн-режиме следить за дорожной обстановкой и контролировать весь подвижной состав, задействованный на маршрутах. С прошлого года модуль системы навигационного обеспечения и передачи данных доработан. Подвижной состав не выходит на линию без пройденного государственного технического осмотра и действующего договора страхования. За два дня до истечения этих сроков программа в автоматическом режиме блокирует номера транспортных средств, которые могли бы выехать с нарушениями.  «В нашей работе имеет место человеческий фактор. Не всегда диспетчер в полной мере владеет информацией о техническом состоянии транспортного средства. После доработки модуля СНОиПД возможность запланировать транспортное средство для работы на линии без пройденного государственного технического осмотра исключена. Мы несем ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Поэтому принятые меры я рассматриваю исключительно с положительной стороны», – говорит Наталья Разживайкина.

Она ежедневно трудится с большой самоотдачей, постоянно стремится к новым профессиональным достижением и успешно реализует свой потенциал. Благодаря таким компетентным сотрудникам диспетчерская служба филиала, которая является важным звеном в сложной цепи обслуживания города общественным транспортом, справляется со всеми поставленными задачами.

Ольга ДУБОВИК, фото автора


Вернуться назад