С приходом лета в подвижном составе «Минсктранса» начала функционировать система кондиционирования. Ее исправное состояние в транспортных филиалах обеспечивается соответствующими службами. За процессом ее подготовки в транспортном парке № 4 понаблюдала корреспондент газеты «ТС».
Мы побывали в ремонтной мастерской филиала и узнали, чей труд стоит за тем, чтобы в жаркие дни пассажирам и водителям в транспорте было комфортно. Эксплуатационный парк здесь насчитывает 182 троллейбуса и электробуса, из них 53 оборудованы системой кондиционирования салона.
Утром 3 июня на линии работали 106 троллейбусов и 21 электробус. Сразу отметим, что в электробусах системой кондиционирования оснащена только водительская кабина, в салоне комфортная температура поддерживается с помощью вентиляторов обдува. Бригада по обслуживанию систем кондиционирования ремонтной мастерской работала в интенсивном режиме. Рабочий процесс отлажен и контролируется заместителем главного инженера – начальником ремонтной мастерской Сергеем Яцухно. Задействовано три специалиста, которые досконально разбираются в теме – слесарь-электрик Игорь Масальский, слесарь по ремонту автомобилей Юрий Свирида и слесарь по ремонту автомобилей Михаил Балашевич. Как отметил первый заместитель директора – главный инженер Александр Куприянов, знания по обслуживанию данного оборудования они приобрели на курсах, каждый уже имеет и немалый практический опыт. На сей раз им предстояло выявить и устранить неисправности в троллейбусе МАЗ203Т70. Конструктивно предусмотрено, что система охлаждения здесь есть и в салоне, и в кабине. Во время работы на линии у водителя возникли вопросы, и после заезда в парк он обратился на участок заявочного ремонта. Специалистам предстояло провести тщательную ревизию системы кондиционирования салона и кабины водителя. Часть работ проводилась на крыше троллейбуса, где Игорь Масальский для проверки уровня давления соединил шлангами систему охлаждения с компрессором: «Если по датчикам мы видим, что давление в системе отсутствует, значит, произошла разгерметизация системы. Фреон настолько инертный газ, что весь улетучивается даже через мизерное отверстие. С помощью нескольких методов находим в алюминиевых трубках места утечки, запаиваем их и вновь наполняем систему газом. В этой модели троллейбуса содержиться 6, 2 килограмма фреона. Выкачиваем его в баллон и взвешиваем. В арсенале бригады есть все необходимое оборудование – весы, определитель утечки, баллоны с азотом и специальной краской. Они тоже нужны на случай определения мест утечки».
Слесарь Игорь Масальский – один из наиболее квалифицированных специалистов. Он продуктивно работает, прекрасно разбирается в электрооборудовании и кондиционерах, умело организует трудовой процесс в бригаде. У него за плечами 15-летний опыт. Знает все нюансы функционирования системы, постоянно совершенствуется в данной сфере. Говорит, основная причина возникновения мест утечки фреона – коррозия алюминиевых трубок. В числе самых распространенных проблем он также называет недостаточное охлаждение воздуха и невозможность поддерживать в системе заданные параметры температуры. Кондиционер кабины водителя небольшого размера и содержит 1, 9 килограмма фреона. Обслуживание – аналогичное. В целом на эту подвижную единицу ушло
15 минут. Пройдя пост заявочного ремонта, троллейбус МАЗ203Т70 получил допуск для работы на линии. Далее контроль за исправностью работы кондиционера возложен на водителя. В соответствии с рабочей инструкцией перед выездом на линию он обязан проверить экипировку, техническое состояние, комплектность, в том числе работоспособность специального оборудования. Убедившись, что система кондиционирования исправна, перед выездом на линию водитель должен ее включить, а на конечных остановочных пунктах проверять, закрыты ли форточки в салоне.
Но главный индикатор работы системы кондиционирования – это пассажиры. В случае неисправности они отправляют сигналы на горячую линию предприятия «Минсктранс» или электронные письма. Если обращений нет, значит, технические службы транспортных парков со своей задачей справляются. Работа систем кондиционирования общественного транспорта в филиалах предприятия держится на контроле.
Ольга Дубовик, фото автора