Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Вторая жизнь троллейбуса

Эстетически привлекательный общественный транспорт – гордость любого города. Внешнему виду подвижного состава, а именно кузовным работам, в филиалах государственного предприятия «Минсктранс» уделяется большое внимание. Кузовной ремонт включает большой спектр работ: от устранения мелких царапин и вмятин до замены частей кузова и выправления его геометрии. Подробно об этом процессе корреспонденту «ТС» рассказали в троллейбусном парке № 3.

Антон Соболь

Участок текущего ремонта. Именно здесь троллейбусы с определенным пробегом получают вторую жизнь. На профессиональном языке специалистов ремонтной мастерской работы называются кузовными. Мы посетили участок в тот день, когда на смотровой канаве находился троллейбус модели 321. «Сюда транспортные средства становятся каждые 90 тысяч километров пробега. У этого троллейбуса более 400 тысяч километров, а значит, он побывал здесь не единожды, – поясняет мастер участка текущего ремонта Антон Соболь. – Текущие ремонты необходимы, чтобы поддерживать работоспособность и эксплуатационную надежность троллейбуса в межремонтный период вплоть до следующего такого ремонта. Что он включает? Обновление или замену базовых агрегатов и механизмов, достигших предельно допустимого технического состояния. Их демонтируют и передают в мастерские для разборки и очистки. Если их поломки незначительны, ремонтируют и используют в дальнейшем. Есть элементы, которые чаще других подлежат кузовному ремонту. Например, колесные арки постоянно контактируют с влагой и быстрее ржавеют. Двери и лестницы, которые постоянно эксплуатируются. Всегда осматриваем днище. Чтобы оценить масштаб сварных работ, в салоне снимаем резиновое покрытие и влагостойкую фанеру. Разрушенный ржавчиной металл вырезаем и меняем на новый. Отличие троллейбуса от других транспортных средств в том, что необходимое оборудование находится на крыше. Места его креплений тоже нужно обрабатывать герметиком, чтобы исключить попадание влаги через отверстия».

На участке текущего ремонта созданы бригады кузовщиков. Снимают обшивку, осматривают раму кузова, салона, крепления сидений и поручней. Демонтируют передний и задний мосты троллейбуса, тяговый электродвигатель, компрессор, мотор гидроусилителя. «Бытует мнение, что кузовной ремонт – занятие, не требующее глубоких специ­альных знаний. Однако это далеко не так. Для хорошего кузовщика важно восприятие, ощущение, внимание, а также ловкость и отточенность движений. Его работа не требует высокой скорости и спешки. Поэтому наиболее успешными мастерами становятся те, кто работают по принципу: лучше медленнее, но качественнее и без ошибок»,  – говорит заместитель главного инженера – начальник мастерской Владимир Шаблинский.

Максим Клименок

Можно долго наблюдать за отточенными движениями сварщиков Александра Корбана и Максима Клименка. Это специалисты с большим опытом. Порой то, что они делают, можно сравнить с работой закройщика. Только «одежду» они шьют для троллейбуса. И здесь важно правило: семь раз отмерь – один отрежь. Неверно выкроенные металлические заготовки могут испортить все дело. «Точность важна на каждом этапе, включая снятие замеров элементов обшивки кузова и при сварке. Имеет значение буквально каждый миллиметр, чтобы части кузова были ровно приварены друг к другу», – говорит Максим Клименок. В профессию он пришел в восемнадцать лет и посвятил ей всю жизнь. Третий год успешно работает в третьем троллейбусном парке. Выполняет не только сварные, но и паяльные работы. Работа сварщика считается одной из самых опасных. Поэтому непременный атрибут – наличие специальной профессиональной одежды и обуви. Перед фотосъемкой Максим Клименок демонстрирует нам свою экипировку из негорючих материалов: «Одежда огнеупорная, сшита из спилка. Это специальным образом прессованные кожевенные волокна. Ботинки с металлическими носами, шнурки спрятаны под негорючим материалом».

Александра Корбана тоже можно назвать профессионалом своего дела. Специальность и первый опыт работы полу­чил в Ка­зах­стане. Когда семья переехала в Беларусь, устроился в третий троллейбусный парк, где работает тринадцать лет. Александр Корбан – потолочник, которых еще называют элитой сварщиков. Ему под силу практически весь спектр сварных работ. «Потолок» – это когда сварной шов нельзя выполнить никак иначе, кроме как над собой. Попробуйте удержать расплавленный металл от стекания вниз, когда он находится прямо над головой», – говорит Александр Михайлович, который с этой непростой задачей справляется профессионально. Кузовщики Виталий Нагорный, Иван Брисюк, Александр Далидчик тоже незаменимые специалисты. Эта бригада – пример для молодых.  Руководство ценит этот сплав знаний и опыта.

Виталий Нагорный, Иван Брисюк, Александр Далидчик

В процессе работы специалисты участка текущего ремонта обращают мое внимание на одну из самых сложных операций. Речь о монтаже ветровых, боковых и задних стекол. Часто на текущий ремонт попадают троллейбусы с окнами, испорченными царапинами и надписями. Заменить ветровое стекло – сложнейший процесс, в котором, как правило, задействуется вся бригада кузовщиков. Оно очень массивное, тяжелое и вместе с тем хрупкое. Поэтому малейшее неверное движение может стоить дорого. «Необходимо обезжирить оконный проем, для хорошей сцепки со стеклом смазать его праймером, нанести пневмопистолетом силикон. Стекло нужно зафиксировать в оконном проеме, дать ему высохнуть в течение суток, а затем обработать швы», – поясняет мастер участка Антон Соболь.

Малярное отделение – последний этап преображения троллейбусов в рамках текущего ремонта.  Специалисты Николай Абрамович, Майя Юшкевич, Светлана Радкевич, Ирин Грацкевич, Александр Галимский занимаются зачисткой, шпатлевкой и покраской транспортных средств. Работа требует терпения, аккуратности и сосредоточенности. Маляры-подготовители счищают прежний слой покрытия, обдувают и обезжиривают места покраски, грунтуют, наносят шпатлевку, шлифуют и повторно обезжиривают металл.  Чтобы он не подвергался коррозии и дольше служил, обрабатывают специальными растворами, защитными средствами и только потом наносят краску. Красят днище, крышу, ящики крышевого оборудования и наружную обшивку кузова. В салоне обновляют стойки, двери, каркасы сидений, кабину водителя.

Качество проделанных работ оценивается специалистами отдела технического контроля. После этого троллейбус идет на линию диагностики. И затем, красивый и обновленный, отправляется в город, чтобы доставить пассажиров по нужным адресам.

Ольга ДУБОВИК, фото автора


Вернуться назад