Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Женская сила семьи Кривенковых

В минувшем году генеральный директор государственного предприятия «Минсктранс» Олег Дзюбенко в торжественной обстановке вручил свидетельство о регистрации трудовой династии двум сестрам – Алле Яловик и Марине Снитко, уважаемым сотрудницам, продолжательницам дела Кривенковых.

А началась история этой трудовой семьи на предприятии ровно 60 лет назад, когда в первое троллейбусное депо пришла их мама – Леонида Бонифацевна.

Леонида

Зачинательница династии родилась в небольшой деревне Костовщина Бере­зинского района Минской области. После одиннадцатилетней школы поехала в столицу.

– Деревня наша образовалась из не­сколь­ких хуторов. Инфраструктуры не было никакой. Школа – в трех километрах, в Поплавах. Даже своего магазина не было. Поэтому молодежь, в том числе и я, старалась выучиться в крупных городах и, по возможности, там закрепиться. Меня в троллейбусное депо привела случайность. Увидела объявление, что нужны кассиры по приему выручки. Решила попробовать, и меня взяли. Профессия мне понравилась, и я выучилась на бухгалтера промышленных предприятий, – вспоминает Леонида Бонифацевна.

Красивое, но непривычное для слуха имя Леонида в коллективе не прижилось. Ее называли просто Елена.

Поселилась она в общежитии на улице Смолячкова, 45 – в самом центре города, недалеко от главного проспекта столицы. Сбылась мечта провинциальной девушки, однако не только этот факт грел душу. Просто здесь было много молодежи, жизнь била ключом.

В первом депо девушка познакомилась с водителем троллейбуса Александром Кривенковым и через некоторое время вышла за него замуж.

В 1972-м перешла бухгалтером в автобусный парк № 3, где трудилась до самой пенсии, а потом еще пару лет была распределителем работ.

– В третьем автобусном организовывалось множество экскурсий. Мы ездили в Ленинград, Киев, бывали в различных уголках Беларуси. Большинство этих мест успели посетить вместе с Сашей. К сожалению, его рано не стало. На руках у меня остались дочери, которых нужно было поднимать, обеспечивать всем необходимым. Это нелегко, но у меня была любимая работа в коллективе, где труд уважают и ценят, где умеют поддержать, а это очень важно – по своему опыту знаю, – говорит Леонида Бонифацевна.

Сегодня, будучи уже на заслуженном отдыхе, моя собеседница связи с «Минск­­трансом» не теряет. Постоянно созванивается с сослуживцами. Узнает у дочерей последние новости о предприятии, которое она так любит.

Алла

Когда у Леониды Бонифацевны в парке наступал отчетный период, она работала и в выходные дни. И если Александр Борисович тоже был на смене, брала маленькую Аллу с собой. Девочке это нравилось.

– Чтобы я не скучала, мне давали «поиграть» сначала с механической, а потом с электрической вычислительной машинкой. Барабанчики с цифрами, рычажки, все вращается, считает, – это завораживало! Приходить в бухгалтерию было интересно и в выходные, когда почти никого не было, и в будни, когда жизнь кипела, – делится Алла Александровна.

Правда, после школы моя собеседница выбрала сначала иную стезю: окончила училище торговли, а затем и профильный техникум. Однако к моменту получения ею последней ступени образования развалился Советский Союз. Начинался кризис. Многие опытные продавцы оказались не удел, что уж говорить о вчерашних выпускниках…

– Заводы закрывались, полки магазинов быстро пустели. Даже по талонам не все можно было купить. В этом хаосе транспортная сфера казалась оплотом стабильности. Да и не только казалась – так и было. Ведь людям нужно добраться до работы, до поликлиники или места учебы. Мы с мамой поговорили и решили, что мне надо пробовать трудоустроиться в АП-3, – продолжает Алла Яловик.

Пришла она в парк, как когда-то ее мама, кассиром. Первый день оказался очень волнительным. Все-таки Алла была не просто новичок, а представительница трудовой династии. А это совсем другая ответственность:

– Доводилось иметь дело с большими объемами выручки и еще правильно рассчитать, сколько водителю нужно сдать денег. Ошибиться никак нельзя.

Она справилась. Помогли поддержка семьи и опытные коллеги – в парке был отличный, дружный коллектив.

В 2003-м Алла Александровна стала работать бухгалтером, а еще через два года перешла в диспетчерскую службу.

Алла Яловик

– Освоила весь спектр перевозок. В третьем автобусном у нас были пригородные маршруты. После закрытия парка меня перевели диспетчером городских перевозок в АП-4. Потом, чтобы быть поближе к дому и семье, к дочке, я перешла во второй автобусный. Там были и городские, и пригородные, и междугородные, и международные маршруты. В 2017 году перевелась в центр управления движением государственного предприятия «Минсктранс».

Принципиальной разницы в работе Алла Яловик не почувствовала. Заметила, однако, что если городские линии дублируются, то с пригородными есть нюансы. К примеру, автобус может идти раз в несколько часов, а люди ждут. Значит, всегда нужно иметь запасной вариант, чтобы не оставить пассажиров без транспорта.

– Мне нравится моя профессия. И нравится чувствовать свою причастность к важному делу – развитию инфраструктуры города, обеспечению бесперебойной работы столичного транспорта, – делится Алла Яловик.

Впрочем, устать можно и от любимой работы. Чтобы отдохнуть, расслабиться, Алла Александровна ходит на спектакли, в бассейн, вяжет. Причем старается сделать вещь не просто нужную, но и красивую. Летом вместе с мамой ездит на дачу. И в любое время года встречается с младшей сестрой – Мариной.

Марина

В раннем детстве Марина повторила судьбу старшей сестры (разница между девочками 11 лет) – вместе с мамой приходила к ней на работу.

– У мамы было много дел, мешать ей было никак нельзя. И чтобы меня развлечь, девушки из кабинета напротив – кто в этот момент был посвободней – разговаривали со мной, конфетами угощали. Это время вспоминаю с особым теплом, – говорит Марина Александровна.

После школы она поступила в Белорус­ский государственный педагогический университет им. М. Танка. Но не стала нарушать семейную традицию: училась и работала билетным кассиром в АП-3. Получив диплом, учителем русского языка и литературы пробыла недолго: быстро поняла, что это не ее, и вернулась в третий автобусный. Со временем стала старшим диспетчером.

После расформирования АП-3, моя собеседница перешла инженером по организации перевозок в четвертый автобусный и параллельно училась на экономиста в БГЭУ.

Позже судьба вновь испытала Марину Снитко на прочность: она попала под сокращение, ей предложили перейти ведущим инженером в отдел перевозок четвертого троллейбусного парка.

– Поначалу было непривычно. До этого имела дело только с автобусами, а здесь – совсем другая специфика. Со временем разобралась и с этим, – рассказывает Марина Александровна.

Постепенно представительница трудовой династии зарекомендовала себя как грамотный специалист. Ее повысили до заместителя начальника колонн. И она старалась соответствовать: закончила БНТУ по специальности «Организация автомобильных перевозок».

Марина Снитко

– Мне всегда везло с коллективами и руководителями. Старшие коллеги относились ко мне по-отечески внимательно. И если оглянуться назад и подумать, то с нашим предприятием у меня связаны только позитивные эмоции. Думаю, по­этому я меняла профессии, но никогда не меняла работу в «Минсктрансе» на место в другой организации столицы, – рассуждает Марина Александровна.

В 2023 году в ее судьбе произошел новый важный поворот – мою собеседницу избрали председателем профкома четвертого транспортного парка.

– Работа профсоюзного комитета большая и нужная людям. Главная задача – защита профессиональных и социально-экономических прав сотрудников, обеспечение безопасных условий труда. К нам обращаются по самым разным вопросам, и каждому необходимо помочь. Кроме того, наши работники много трудятся, и они заслуживают качественного отдыха. Мы организовываем спортивно-массовые и развлекательные мероприятия, что укрепляет связь между коллегами и создает атмосферу доверия и взаимопомощи, – продолжает председатель профкома.

Марина Снитко уверена: накопленный ею опыт работы на одном предприятии, но в различных профессиях теперь очень помогает, ведь она легко может понять мысли, чувства и проблемы любого специалиста ТП-4. А чтобы самой привести свои мысли в порядок, занимается йогой, читает книги.

– Моя дочь еще подросток, потому ее планы и желания насчет будущей профессии постоянно меняются. Решит попробовать себя в системе «Минсктранса» – я ее с радостью поддержу! Ведь это здорово, если вся семья работает вместе – тогда родные понимают друг друга гораз­до лучше, – заключает Марина Снитко.

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото из личного архива династии


Вернуться назад