Мужчины династии Глымбоцких работают на государственном предприятии «Минсктранс» водителями автобуса. Их общий стаж – 60 лет. Обо всех представителях семьи потомственных транспортников в филиалах отзываются очень хорошо. И не удивительно, ведь в трудовых династиях мастерство и опыт передаются от родителей детям, а это помогает быстрее и лучше осваивать профессию.
Жизнь в движении
Зачинатель династии Вячеслав Глымбоцкий родился в конце 1940-х в деревне Слаговище Логойского района, которая очень пострадала во время Великой Отечественной войны.
– Деревня возрождалась. Нам как многодетной семье построили дом, в котором была особенность: одна часть жилая, а прямо за стенкой располагалась школа. После окончания восьми классов я поехал в Минск, где обучался плотничеству и столярному делу в строительном профессионально-техническом училище № 25, – вспоминает Вячеслав Леонтьевич.
Молодого специалиста распределили в Архангельскую область, на железнодорожную станцию Няндома. Однако парень проработал там всего три месяца: из-за несчастного случая в семье пришлось вернуться домой, помогать матери. Встал на учет в военкомате, а от военкомата Вячеслава Леонтьевича направили в Борисов – учиться на водителя грузовых машин.
В мае 1968-го моего собеседника забрали в армию. Служил в Воложине, где ему пригодился новый навык: возил солдат и командиров. А еще для себя понял, что держать руль в руках ему намного комфортнее, чем рубанок.
После увольнения в запас устроился в Логойске водителем, работал на сельскохозяйственном самосвале «Колхида». Эта машина примечательна тем, что впервые на советском серийном грузовике за водительским сиденьем размещалось спальное место. Необычным было и расположение рычага переключения передач с правой стороны рулевой колонки, а стояночного тормоза – слева от водителя.
– Работал, женился. И тут мой односельчанин, который трудился в столичном депо, посоветовал переехать в Минск. Поразмыслив, решился. Пару месяцев был загонщиком в автоколонне 2427 (сейчас транспортный парк № 1. – Прим. авт.), а потом – водителем, – продолжает Вячеслав Глымбоцкий. – Моим первым автобусным маршрутом стал № 19. А первая смена прошла без сучка и задоринки. У меня был замечательный напарник Михаил Голуб. Надо отдать должное, меня всегда окружали очень хорошие люди. И директор, Михаил Красавин, и главный инженер ко мне относились доброжелательно.
Через шесть лет Вячеслав Леонтьевич перешел во второй автобусный парк. Сначала ездил на ЛАЗе, потом пересел на «Икарус». Побывал во всех уголках Беларуси, исколесил почти всю Европу.
– В то время особо не смотрели за тем, чтобы водитель отдыхал определенное количество часов между рейсами. Бывало, только вернулся из одного, а мне говорят, что надо другую линию закрыть. Ну и все, садился и ехал. Как иначе? Дома бывал совсем редко. Воспитание детей в основном лежало на плечах моей супруги Елены. Она сильная женщина. Не каждая смогла бы выдержать такой темп. Мы с ней в следующем году отметим изумрудную свадьбу – 55 лет, – делится Вячеслав Глымбоцкий.
Он отдал любимому делу 36 лет, был отмечен грамотами и благодарностями. Помимо работы не забывал о спортивной жизни парка – участвовал в легкоатлетических соревнованиях. Да и выйдя на пенсию, без дела не сидит: занимается огородом в деревне, что-то мастерит, чинит. Ведь вся его жизнь – в движении, и без ощущения этого темпа Вячеслав Леонтьевич уже не может.
Исполнил мечту
Самые первые воспоминания Сергея Глымбоцкого, сына Вячеслава Леонтьевича, связаны с дорогой. Вот папа берет с собой в рейс, усаживает рядом с местом водителя. Вот уже разрешает порулить, а сам только жмет на педаль.
– Мне было полтора-два года, когда папа взял меня с собой на работу, посадил на колени. ЛАЗ тронулся, мы поехали. Так здорово! Когда я был школьником, «солдатиком» стоял у окна движущегося «Икаруса» и смотрел, как дорога нескончаемой лентой тянется куда-то за горизонт… Забегая вперед, скажу, что через много лет отец так же брал в рейсы своего старшего внука, моего сына Мишу. Получилось что-то вроде традиции, – поясняет Сергей Вячеславович.
Это ощущение дороги, движения навсегда покорили сердце мальчика. Он решил: буду как отец. Мужчина сказал – мужчина сделал. Правда, для этого потребовались годы.
После восьмилетки Сергей хотел исполнить задуманное, но в ПТУ на автослесарей был очень большой конкурс. Поступить не удалось. Чтобы не терять время и не сидеть без дела, парень выучился на электромонтера по ремонту электрооборудования. По распределению недолгое время работал на «Интеграле». А затем его призвали в армию.
После службы молодой человек решил приложить все усилия, чтобы достичь своей цели, стать водителем. И снова у него это получилось не сразу. Только в 1992 году улыбнулась удача. Сергея взяли в пятый автобусный парк… уборщиком. Сейчас может показаться странным, но это был первый шаг к мечте. Позже Сергей Вячеславович перевелся на слесаря по ремонту подвижного состава. А затем записался на курсы водителей. В группе, рассчитанной на 28 слушателей, было 34 соискателя. Те, кто не справлялся с учебой, быстро отсеялись. Мой собеседник – остался.
– У нас был прекрасный преподаватель по теории. Он объяснял так, что все было понятно с первого раза. Свой конспект лекций я храню до сих пор, и он очень помог Мише готовиться к экзамену, – делится водитель.
Наставник практических занятий Александр Гришкевич способного энтузиаста заметил сразу и после получения парнем категории взял его под свое крыло: как бригадир поставил на маршрут № 107 «ДС «Кунцевщина» – Корженевского».
Казалось, Сергей Глымбоцкий должен был радоваться тому, что добился своего. Но городские улицы, проспекты и перекрестки, какими бы красивыми ни были, не могли соперничать с лентой дороги, уходящей вдаль. Получив необходимый стаж, мужчина перешел во второй автобусный парк. Это тоже получилось не с первого раза. Зато, как и отец, Сергей Вячеславович мог ездить по Беларуси:
– Когда я был маленьким, если папа проезжал мимо Слаговища, мы с мамой обязательно подходили к остановке, передавали ему ссобойку. Потом я, если путь лежал через Логойщину, покупал родителям все необходимое, просил у пассажиров разрешения сделать остановку на пару минут и виделся с родными. Когда уже был на международных линиях, часто работал на маршруте «Минск – Рига». Мимо родных мест мог до десяти раз в год проехать!
Затем Сергей Глымбоцкий на время оставил филиал. Работал в частной компании. Но, как говорится, ушел, чтобы вернуться.
– Государственное предприятие – это надежность, защита и опора. Так что я нисколько не жалею, что моя трудовая жизнь много лет связана с «Минсктрансом», – подытоживает Сергей Вячеславович.
Профессия обязывает
Вслед за дедом и отцом ряды водителей государственного предприятия «Минсктранс» пополнил Михаил Глымбоцкий. Молодой человек окончил Минский государственный автомеханический колледж по специальности «техник-механик гидропневмосистем технологии машиностроения», работал слесарем по ремонту автомобилей в автобусном парке № 2.
– С первого раза на категорию «В» не сдал. «Зеленый» был, самонадеянный, плохо подготовился. Армия научила иначе подходить к делу: когда служил в Марьиной Горке, в пятой отдельной бригаде специального назначения, многое переосознал, – рассказывает Михаил Сергеевич.
После увольнения в запас в 2019 году парень отнесся к испытанию серьезно и прошел его достойно. А затем перевелся в автобусный парк № 5. И чтобы к отцу быть поближе, и чтобы исполнить свою мечту – стать водителем.
– Сначала и в АП-5 довелось поработать в ремзоне. Это был очень интересный и полезный опыт: вроде то же самое, что и в АП-2, а все же по-другому. Через два года с первого раза получил категорию «D» и сел за руль автобуса.
Продолжателю трудовой династии выпал маршрут № 300э «Автовокзал «Центральный» – Национальный аэропорт Минск». Молодой человек так привык к этой дороге, что точно знает, с какой скоростью необходимо двигаться, чтобы от Уручья до автовокзала проехать на зеленый свет, ни разу (!) не остановившись на светофоре. Доверенный ему транспорт содержит в идеальной чистоте и призывает к этому пассажиров:
– Если вижу, что кто-то хочет зайти в салон с кофе в картонном стаканчике, прошу выпить и выбросить тару до начала поездки. Ведь на дороге не все участники движения задумываются о том, что рядом едет автобус, а в нем – люди, потому и случаи бывают самые разные. Кто-то подрежет, тогда придется резко затормозить и кофе может оказаться в лучшем случае на полу. Кроме того, важно понимать, что потом в автобусе поедут и другие люди. Им тоже хочется, чтобы в салоне было чисто и комфортно.
Аккуратность в работе он перенял от старшего поколения. Как и вежливое отношение к пассажирам.
– Дед так советовал моему отцу, а отец – мне. Бывает, кто-то хамит и хочется резко ответить на грубость. Но берешь себя в руки и спокойно все объясняешь. Профессия обязывает. Ведь мы, водители, оказываем услуги по перевозке пассажиров и должны делать это качественно, – говорит Михаил Глымбоцкий.
Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора и из архива семьи Глымбоцких