Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Снова – по главному проспекту

Троллейбусу в белорусской столице всегда отводилась особая роль. Этот вид транспорта был и остается востребованным у пассажиров. Не каждый крупный город имеет столь мощную базу для эксплуатации электротранспортных единиц и разветв­ленную контактную сеть, которая тянется от центра во все микрорайоны, в том числе и в самые отдаленные. За последние годы несколько автобусных маршрутов заменили троллейбусными. А недавно электротранспортные единицы «вернулись» на проспект Независимости: был прод­лен троллейбусный маршрут № 22 и получил новое название «ДС «Карастояновой» – ДС «Лошица‑2».

Примечательно, что троллейбусы поехали по главному проспекту, минуя ЦУМ, площадь Победы, цирк, Дворец Республики и другие объекты, значимые для каждого минчанина, в юбилейный год от начала троллейбусного движения и после 20-летнего перерыва. Напомним, именно в 2002 году на центральном проспекте сняли контактную сеть и взамен привычного троллейбусного маршрута № 2, пустили «сотый» автобус. Как пассажиры восприняли возвращение электро­транспортных единиц?

– Положительно. Молодежь приветствует все новое, а люди пожилого возраста, которые в былые годы подъезжали на «двойке» от главпочтамта до ГУМа или цирка, словно вернулись в свою юность, хоть, конечно, современные троллейбусы кардинально отличаются от тех, что курсировали по проспекту двадцать лет назад, – комментирует заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик. – Обычно на новых или измененных маршрутах в первые дни работы мало пассажиров: людям нужно время, чтобы привыкнуть, пересмотреть или скорректировать свои перемещения. А на марш­руте № 22 с первых рейсов был аншлаг. Пассажиропоток существенный. В июне начинали с 13 машин, теперь в часы пик работает 15, из них 5 – сочлененных 43300D.

В управлении организации перевозок «Минсктранса» пояснили, что маршрут № 22, который ранее связывал ДС «Карастояновой» и площадь Якуба Коласа, было решено изменить из рацио­нальных соображений. Для создания дополнительных транспортных связей всегда выгоднее продлить существующий маршрут, чем создавать новый. За счет продления «двадцать второго» упразднили автобусные маршруты № 38 и № 123. Пассажиры, проживающие в районе улиц Карастояновой, Каховской и бульвара Шевченко, от этого не проиграли – взамен автобусов перевозчик предоставил им комфортабельные троллейбусы. Все остались довольны!

Новый маршрут имеет протяженность 37,5 км. Он, как и прежде, связывает ДС «Карас­тоя­новой» с Комаровским рынком, затем в районе площади Якуба Коласа троллейбус выезжает на проспект Независимости, движется до его начала, сворачивает на улицу Бобруйскую, минует Привокзальную площадь, а дальше едет по улицам Сверд­лова, Маяковского, Игуменскому тракту, объезжает Лошицу по улицам Янки Лучины и Прушинских. По пути следования в одну сторону троллейбус делает 36 остановок. На оборотный рейс требуется 1 час 20 минут. На этом маршруте эксплуатируются только новые машины с увеличенным автономным ходом, поскольку на проспекте нет контактной сети: участок от площади Якуба Колоса до вокзала (в прямом направлении 4,5 км, в обратном – 5 км) троллейбус преодолевает со снятыми токоприемниками. В Лошице также имеется участок без сети: свернув с Игуменского тракта на улицу Янки Лучины и далее по улице Прушинских, машина едет на автономном ходу до самой диспетчерской (в прямом направлении 3 км, в обратном – 2,7 км). Ранее на этом участке никогда не ходили троллейбусы, пассажиры пользовались исключительно автобусами. Теперь же, за счет продления маршрута № 22 жители нескольких густонаселенных кварталов Лошицы перемещаются посредством электротранспорта.

Что касается проспекта, то троллейбусы маршрута № 22 органично вписались в центральную часть города, лучшим образом дополнили транспортную инфраструктуру. У пассажиров на участке маршрутной сети от площади Независимости до площади Якуба Коласа богатый выбор: можно спуститься в метро, воспользоваться «соткой» или троллейбусом. Многие предпочитают именно троллейбус, поскольку здесь все машины новые и гарантированно оснащены кондиционерами – в жару это важно. К тому же троллейбус работает прак­тически бесшумно и не оставляет вредных выбросов. Учитывая загазованность в центральной части города, этот фактор приобретает особую значимость.

Маршрут № 22 обслуживают два филиала: ТП‑5 (10 карточек) и ТП‑2 (5 карточек). Поскольку маршрут – интенсивный и с большим пассажиропотоком, на нем заняты высокопрофессиональные водители. Один из них – Владислав Кшесинский. Он трудится в пятом троллейбусном парке семь лет, в некотором роде специализируется на длинных маршрутах: обслуживал «тридцать четвертый», который является самым протяженным в городе (оборотный рейс – 42,8 км). «Двадцать второй» чуть короче, однако по интенсивности и пассажиропотоку не уступает, а, возможно, и превосходит его.

Владислав рассказал, что обслуживать маршрут № 22 непросто. «Если где-то нужно по максимуму выкладываться в час пик, а потом ты можешь выдохнуть и немного расслабиться, то здесь такого нет. На этом маршруте всегда много людей, и движение такое, что ни на миг нельзя отвлекаться», – говорит водитель Кшесинский. Однако Владислав не из тех, кто ищет легких путей. Работать на «двадцать втором» ему нравится.

На проспекте плотный автомобильный трафик, но благодаря выделенным полосам для общественного транспорта с соблюдением графика особых проблем нет. Заторы случаются разве что при сторонних ДТП. Единственное – водителям не внушают доверие решетки ливневой канализации, расположенные на первых полосах у бордюрного камня. Они ощутимо проседают под массой троллейбуса. Лучше сбавлять ход или объезжать их, но для этого нужно занимать половину второй полосы.

Ранее Владислав Кшесинский не работал в Лошице, и его приятно удивил этот микрорайон. Здесь гладкий асфальт, просторные улицы. В первые дни ездил и не верил: час пик, много людей и транспорта, а пробок нет! Как такое возможно? Впрочем, осенью, когда у людей закончатся отпуска, вернутся в город школьники и студенты, ситуация может измениться.

– Я рад, что обслуживаю этот маршрут. Меня не пугает интенсивность движения. Условия здесь хорошие: новый троллейбус, кондиционер, удобное рабочее место. Еще очень важно, что на маршруте № 22 неплохо продаются талоны. Я заинтересован зарабатывать деньги, поэтому всегда имею запас билетной продукции и разменных монет, чтобы выдавать сдачу, – подчеркивает Владислав Кшесинский.

Еще несколько минут – и ему пора отправляться в рейс. Пассажиров, которые отводят троллейбусу особую роль в укладе городской жизни и своем распорядке, нельзя заставлять ждать.

Светлана НАРЕЙКО, фото автора