На нашем предприятии много профессионалов, преданных своему делу. Благодаря их мастерству и трудолюбию «Минсктранс» движется вперед, шаг за шагом достигая положительных результатов. Гордость коллектива – ветераны, которые добросовестно трудятся здесь десятки лет. Им есть что вспомнить и есть о чем рассказать. Корреспондент «ТС» побеседовала с почетным работником предприятия слесарем-электриком по ремонту электрооборудования филиала «Троллейбусный парк № 5» Борисом Кокашем, чья трудовая деятельность в «Минсктрансе» перешагнула сорокалетний рубеж.
Он родился в деревне Гнесичи Новогрудского района Гродненской области в многодетной семье тракториста. Жили скромно. «Родители работали без выходных, с раннего утра до позднего вечера. А мы, дети, все летние каникулы им помогали: и дрова складывали в поленницы, и огород с картофелем обрабатывали, и разную ягоду в лесах собирали. Зимой я налегал на учебники. А как только мне исполнилось четырнадцать, отправился в Минск», – вспоминает Борис Николаевич.
Столица начала 1980-х годов произвела на юношу сильное впечатление: «Поначалу было непривычно после тихой жизни в деревне. Прибыв на платформу автовокзала «Центральный», я даже немного растерялся. До сих пор помню свою поездку на ЛиАЗ-677 – этот звук бубенчиков из-под днища, издаваемых вечно изношенными подшипниками карданного вала».
Благодаря большому интересу к технике парень с легкостью освоил профессию слесаря-электрика по ремонту электрооборудования троллейбусов и трамвайных вагонов. «В процессе учебы практической части отводилось очень много времени, нас часто отправляли перенимать опыт работы в депо Минска. Распределение получил в трамвайное. А через несколько месяцев меня ждала служба в армии. После демобилизации решил непременно вернуться на предприятие, где мне очень понравилось с первых дней», – рассказывает Борис Николаевич. Так и случилось. Но горизонты профессиональной деятельности он решил расширить. И в 1987 году записался в учебный комбинат трамвайно-троллейбусного управления на курсы, чтобы получить профессию водителя троллейбуса. На занятиях все давалось легко. Вскоре Борис Кокаш выехал на линию по маршруту № 44 четвертого троллейбусного депо.
За четыре десятилетия ему довелось поработать в разных филиалах предприятия, но родным он считает пятый троллейбусный парк. Здесь он трудится 35 лет. «Женился, родились дети, в Серебрянке получил общежитие, и нужно было совместить работу с новым укладом жизни. В 1988 году на улице Солтыса открылось троллейбусное депо № 5. Устроился водителем. До сих пор помню, что новый троллейбус ЗиУ-9, на котором работал, пришел в парк под порядковым номером 74», – говорит Борис Николаевич. Перевозил пассажиров по маршруту № 41. Теперь маршрут пролегает от ДС «Малинина» до ДС «Уручье-2», а в то время он был намного короче и соединял диспетчерские станции «Малинина» и «Восток» (она находилась в районе улицы Калиновского). Уже тогда маршрут был одним самых протяженных, его оборотный рейс составлял 35, 5 километра.
Год за годом парк осваивал новые направления. Открылись маршруты № 17, 35. Наращивались мощности. Подвижной состав требовал качественного и своевременного обслуживания, обеспечить которое могли исключительно профессионалы. И тут незаменимым оказался опыт Бориса Кокаша, по части ремонта электрики троллейбуса ему по-прежнему не было равных. Так в 1991 году он вновь пришел в бригаду слесарей- электриков, где успешно трудится по сей день. В 90-е годы пятый троллейбусный парк был в некотором роде экспериментальным. Превосходил другие по разномарочности подвижного состава. Эксплуатировались ЗиУ-682В, ЗиУ-682Г, ЗиУ-682Г1. Слесарям необходимо было знать все отличия. Борис Кокаш досконально их изучал. Это впоследствии помогло ему внести немало рационализаторских предложений.
Борис Николаевич отмечает, что в пятом троллейбусном парке эксплуатировались и такие редкие для минских улиц модели троллейбусов, как К-11 и ЮМЗ-Т1. К сожалению, К-11 не мог похвастаться ни высокой надежностью, ни дешевизной. Троллейбусы этой модели, эксплуатировавшиеся в Беларуси, были собраны на предприятии «Белкоммунмаш». Всего с 1992 по 1996 годы их было выпущено пять. Три для Минска, два для Могилева. Первый троллейбус поступил в октябре 1992 года в троллейбусное депо № 1 и получил номер 1001, работал до весны 2004 года. Два других работали в пятом депо под номерами 5194 и 5195. Сегодня один из них можно увидеть в Музее городского пассажирского транспорта. «Что касается троллейбусов ЮМЗ-Т1, то они были только в нашем депо. Со временем четыре из них списали, один отправлен в музей. Я люблю вспоминать то время. Работа с каждой новой моделью давала нам бесценный опыт и знания», – говорит ветеран предприятия.
В настоящее время Борис Николаевич работает бригадиром электроучастка. Вместе с ним трудятся проверенные временем специалисты – Олег Коршакевич, Роман Шкварков, Дмитрий Сидорович. Вместе им по плечу любая задача. Бригада занимается ремонтом реостатов, переключателей, систем отопления, светового и звукового оборудования. Перечень обширный. «Несколько лет назад участок по ремонту электрооборудования был модернизирован. Для работы есть все необходимое. За последнее время в филиале многое сделано для того, чтобы мы с настроением шли на работу и с удовольствием ее выполняли, – говорит Борис Кокаш. – Я рад, что судьба связала меня с «Минсктрансом» на целых четыре десятилетия. Признаюсь, они пролетели незаметно. Мне всегда нравился наш парк. Для меня это – не просто место работы. Здесь прошла значительная часть жизни. Здесь коллеги, друзья, единомышленники. Здесь я нашел применение своим знаниям, смог реализоваться как профессионал. Очень хочется, чтобы моя семья пополнила число трудовых династий на предприятии. Надежды возлагаю на сына, который уже работал в нашем филиале и планирует вернуться. Время не стоит на месте. Филиал живет, развивается. На смену ветеранам приходит молодежь. Есть кому работать и продолжать то, что начали мы – и это главное».
Четыре десятка лет Борис Кокаш хранит верность нашему предприятию. Он нашел место, где ему хорошо, достиг здесь определенных высот и продолжает добросовестно трудиться, передавая опыт молодому поколению столичных транспортников.
Ольга ДУБОВИК, фото автора и из архива редакции