Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Перспектива – за разметкой

По инициативе государственного предприятия «Минсктранс» и по согласованию с главным управлением ГАИ МВД Республики Беларусь 5 августа текущего года на трех аварийно опасных участках улично-дорожной сети города Минска была нанесена экспериментальная разметка с надписью «ТРАМВАЙ».

Новая информационная разметка появилась по ул. Я. Коласа (дом № 40), по пр-ту Машерова (дом № 4) и на Старовиленском тракте вблизи ул. Орловской. Цель пилотного проекта – обеспечить регулярность движения общественного транспорта, повысить скорость движения, а также напомнить автомобилистам о преимуществе трамвая и предупредить о существовании опасности столкновения с трамваем на трамвайных путях.

Необходимо отметить, что городским трамваем перевозится более 25 миллионов пассажиров в год. Вместе с тем с участием подвижного состава филиала «Трамвайный парк» ежегодно происходит порядка 130 ДТП, в результате которых случаются задержки движения, отрицательно сказывающиеся на имидже данного вида транспорта. Безусловно, вечно спешащим пассажирам недосуг разбираться, кто прав, а кто нет в той или иной ситуации: люди опаздывают на работу, важные встречи, не успевают выполнить запланированное и, как правило, пишут обращения именно в адрес перевозчика.

Однако в большинстве своем вагоны простаивают на линии по вине водителей стороннего транспорта. В качестве примера можно привести следующую статистику: с января по август 2022 года в трамвайном парке зафиксировано 162 случая задержек движения, из которых по вине филиала – 34 (технические неисправности, вина службы пути, вина водителя (включая ДТП)). Причем по вине водителей трамвая (включая ДТП) за указанный период – только 8 случаев.

Как поясняют в филиале «Трамвайный парк», основной проблемой является внезапный выезд на трамвайное полотно автомобилей, движущихся в попутном или встречном направлении в непосредственной близости от двигающегося трамвая, при пересечении трамвайных путей (повороте направо, налево, развороте). То есть водители транспортных средств довольно часто не учитывают особенности трамвайного движения, не уступают дорогу трамваю, который имеет преимущество, создают помехи, допускают грубые нарушения Правил дорожного движения при осуществлении маневров.

Чтобы попытаться свести к нулю подобные ситуации, столичные транспортники обратились в республиканскую Госавтоинспекцию с предложением провести эксперимент с разметкой «ТРАМВАЙ», разработанной по аналогии с горизонтальной дорожной разметкой 1.34 «ШКОЛА». С момента внедрения ноу-хау прошло четыре недели. На протяжении всего периода специалис­тами филиала «Трамвайный парк» обеспечивался регулярный мониторинг дорожно-транспортной обстановки в обозначенных местах. И уже сегодня можно отметить: инициатива, вероятно, пока и не в полную силу, но работает – при минимальных затратах эффект действительно есть. С 5 августа ни на одном из трех «размеченных» участков дорожно-транспортных происшествий не было.

– Трамвай – особый, можно даже сказать, уникальный вид транспорта. Трамвайное движение организовано только в четырех городах страны. Поэтому неудивительно, что чаще нарушителями Правил дорожного движения становятся приезжие автомобилисты. Но, к сожалению, и минские водители не исключение. Мы всегда общаемся с участниками ДТП и, как бы необычно это не звучало, порой от минчан слышим приблизительно следующее: «Забыл… Не увидел… Живу в Каменной Горке, там трамваев нет». В результате сегодня участникам дорожного движения необходимо напоминать о трамвае различными способами. К примеру, в свое время на снижении аварийности положительно сказалось включение ближнего света фар в дневное время. То есть, если трамвай обозначать, аварийность действительно падает. Да, есть у нас дорожный знак такого назначения 1.5 «Пересечение с трамвайной линией», но, из опыта, далеко не все водители присматриваются к изображениям. Сейчас, на мой взгляд, перспектива – за разметкой, – считает начальник отдела безопасности движения трамвайного парка, автор эскиза экспериментальной разметки «ТРАМВАЙ» Александр Сурко. – Новой информационной разметки в Правилах дорожного движения нет. Если в процессе реализации пилотного проекта будет отмечен положительный эффект, тогда выступим с предложением внести ее в ПДД. И, конечно, планируем продолжить наносить разметку «ТРАМВАЙ» в других местах города, которые согласует Госавтоинспекция: очагов концентрации аварийности на сегодняшний день в Минске немало. Следующий предполагаемый шаг – применение этой разметки на трех аварийных участках Партизанского района столицы, уже устно обратились с предложением в УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

По словам Александра Сурко, экспериментальная трамвайная разметка заметна издалека, отлично читается, и, увидев ее на проезжей части, водитель, несомненно, будет вести себя гораздо осторожнее. Начинание оценили специалисты Научно-исследовательского цент­ра дорожного движения Белорусского национального технического университета. И, конечно, не оставили без внимания инициативу водители трамвайного парка.

– В августе заметила положительную динамику, водители автомобилей начали присмат­риваться к экспериментальной разметке и сейчас не так часто, как раньше, заезжают на трамвайное полотно, – говорит водитель трамвая первой колонны филиала Нина Кунец. – Например, очень проблемная точка – улица Орловская, особенностью которой являются стесненные условия. Для движения стороннего транспорта здесь выделена одна полоса: места мало, а транспорта, особенно в пиковое время, – много. В итоге водители, не обращая внимания на Правила, становятся в два ряда, вплотную к рельсам, преграждая габаритами своих транспортных средств проезд трамваям. В результате нам постоянно приходится стоять в «пробках», что доставляет существенные неудобства всем, и пассажирам, и водителям парка. С появлением разметки ситуация стабилизировалась. Не все, конечно, но многие автомобилисты стали внимательнее, начали «замечать» трамваи и прекратили создавать помехи. Правда, летом, во время отпускной кампании, транспортный поток в городе сократился, а с наступлением осени он в разы увеличится. Пока действительно стало несколько легче, как будет дальше – посмотрим. И еще хотелось бы обратить внимание на выезды с прилегающих дворовых территорий. Взять, к примеру, улицу Ломоносова, где выезд со двора – очень проблемное, аварийное место. Когда здесь кто-то в большом потоке уступает дорогу, выехавший со двора водитель разгоняется и оказывается… на трамвайных путях. Неплохо было бы и на таких участках в качестве напоминания и предупреждения нанести разметку «ТРАМВАЙ»: тогда водители начнут выезжать аккуратнее.

Возможно, со временем и это предложение будет реализовано. А пока нанесенная на трех участках улично-дорожной сети Минска разметка тестируется, столичные транспортники продолжают экспериментировать и искать новые пути решения проблемы. Так, в филиале «Трамвайный парк» изучают опыт разных стран, анализируют Правила дорожного движения и планируют обратиться в Госавтоинспекцию с очередной инициативой: организовать приоритет трамвая перед пешеходами в местах, где на трамвайном полотне оборудованы нерегулируемые пешеходные переходы. В качестве экспериментального участка предполагается Логойский тракт либо улица Плеханова. Все эти меры позволят увеличить среднюю эксплуатационную скорость трамвая, повысить внимание пешеходов к движущемуся трамваю, остановочный путь которого существенно выше, чем у автомобиля.

Елена ИОСУБ, фото Александра СУРКО