Первые впечатления о Минском автовокзале у начальника отдела организации перевозок Юлии Старовойтовой связаны с детством, когда ее, пятилетнюю девочку, мама брала с собой на работу. Конечно, тогда никто и не думал, что позже Юлия Леонидовна в качестве трудового пути выберет именно «Минсктранс».
Тот, прежний, столичный автовокзал ее детства вспоминается моей собеседнице как старое здание, где были такие же совсем не новые ЛАЗы. Зато работавшие там красивые женщины-дикторы не только оповещали пассажиров о прибытии и убытии автобусов, но и выступали на концертах самодеятельности, душевно и звонко пели. Это восхищало девочку.
– В 1992-м я окончила Белорусскую государственную политехническую академию по специальности «инженер-теплоэнергетик». Как и многие студенты-выпускники тех лет, оказалась без распределения. Месяц промаялась без работы. Тут-то директор Минского автовокзала и предложил мне попробовать себя в роли кассира. Согласилась с таким расчетом, что через пару лет уйду и вернусь в энергетику, – вспоминает Юлия Старовойтова.
Она не уволилась. Более того, побывала «в роли» многих специалистов: трудилась кассиром, заведующей кассой, диспетчером… Затем была назначена начальником отдела организации перевозок.
В начале рабочего дня Юлия Леонидовна первым делом интересуется новостями прошедших суток у дежурного начальника смены.
– Минский автовокзал работает в круглосуточном режиме и пользуется спросом не только у пассажиров, но и у перевозчиков, которые рассматривают наш терминал как хорошую отправную точку. Почему? Автовокзал находится, можно сказать, в сердце города, рядом с железнодорожным вокзалом. Пассажиропоток не иссякает. У нас 14 платформ отправления и одна – прибытия. Днем уходят в рейс междугородные маршруты, вечером и ночью – международные: в Вильнюс, Ригу, Варшаву, Москву, Анапу, Санкт-Петербург. Именно поэтому так важно быть в курсе того, что произошло за все 24 часа, – продолжает Юлия Старовойтова.
То, что пассажиропоток здесь не иссякает, – далеко не преувеличение. В сутки от платформ отправляется порядка 500 автобусов. В выходные и предпраздничные дни эта цифра приближается к 600. Причем билеты на все рейсы практически всегда раскуплены. С октября по март, за исключением новогодних праздников, на автовокзале бывает небольшое затишье. Но оно кажущееся: как раз в это время приезжают и уезжают иногородние студенты. А с середины марта уже начинают прибывать первые отдыхающие.
– Также предоставляем платформы для туристических автобусов. Это направление особенно популярно, когда впереди длинные выходные. Главное – чтобы места хватило, – отмечает Юлия Леонидовна. – Если с момента открытия автовокзала после реконструкции было очень много свободного места, то теперь мы вынуждены отказывать многим перевозчикам, так как невозможно удовлетворить в полном объеме их запросы на свободные платформы.
Получив информацию от начальника смены, Юлия Леонидовна интересуется и у диспетчера, как прошли сутки и каково положение дел сейчас:
– В каждой работе есть свои нюансы. Если мы видим, что водитель частного перевозчика за десять минут до подачи автобуса не пришел за документами, – это повод начать поиски. Мы в прямом смысле слова начинаем искать, вызванивать, чтобы прояснить ситуацию. Ведь в структуру нашего отдела входит и справочное бюро. Пассажир должен знать, куда и во сколько будет подан его автобус, задерживается ли отправление, и так далее.
К слову, по наблюдениям начальника отдела, нынешний среднестатистический пассажир очень отличается от того, что был лет двадцать назад. Сейчас у него гораздо выше требования к комфорту, и большинство нареканий касаются именно этого вопроса. К примеру, если перевозчик заявил, что в салоне будут работать кондиционеры и точки доступа Wi-Fi, но по какой-то причине техника вышла из строя, для пассажира это уже веский повод для жалобы.
– Несмотря на то, что сейчас век Интернета и у многих есть возможность купить билет онлайн, живое общение никто не отменял. К тому же бывают ситуации, когда гражданин может приобрести билет только в кассе. Здесь работают с каждым клиентом индивидуально. К слову, с начала нынешнего года у нас в отделе увеличено штатное расписание – ввели еще двух диспетчеров автомобильного транспорта, ведь автобусов у нас много, – говорит Юлия Старовойтова.
Выяснив всю ситуацию, моя героиня приступает к решению насущных вопросов отдела, руководствуясь принципом: проблемы надо устранять оперативно.
– Мне с коллегами повезло. В отделе 26 человек. Все ведущие инженеры могут заменить друг друга в любой ситуации. Кроме того, у нас полностью отсутствует текучесть, что говорит о сложившемся дружном коллективе, – делится Юлия Леонидовна.
После рабочего дня она всегда остается доступна, чтобы быстро помочь решить любой возникший вопрос. О том, что когда-то не ушла в энергетику, а осталась в «Минсктрансе», не жалеет. Говорит, здесь она всегда в гуще событий, постоянно общается с самыми разными людьми и ищет выход порой из самых невероятных обстоятельств. И это ей нравится.
Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора