Судьбы многих наших работников неразрывно связаны с государственным предприятием «Минсктранс». Полвека трудится в филиале «Транспортный парк № 2» архивариус отдела кадров Надежда Тихонович – Почетный работник предприятия, наставник, помощник и пример для молодого поколения столичных транспортников. С юбилейной датой трудовой деятельности ее поздравили в коллективе. С читателями нашей газеты Надежда Антоновна поделилась самыми интересными эпизодами из своей биографии.
Столичная жизнь Надежды Тихонович началась в середине 1970-х годов. Минск тогда менялся на глазах. Возводились масштабные микрорайоны – Чижовка, Курасовщина, Зеленый Луг, Восток, в центре появлялись знаковые общественные объекты – ВДНХ, гостиница «Юбилейная», ресторан «Журавинка». На юго-восточной окраине города счастливые минчане справляли новоселье в первых домах Серебрянки. В том числе и для его транспортного обеспечения в 1971 году на улице Ванеева, 31 открылось троллейбусное депо № 2. Надежда Тихонович тогда еще не знала, что именно с ним на полстолетия свяжет свою судьбу.
Восемнадцатилетняя девушка приехала в Минск из деревни Оюцевичи Кареличского района Гродненской области. Прилежно училась в школе и после ее окончания хотела получить юридическое или экономическое образование. Но пройти высокий конкурсный отбор в вузы по этим направлениям был довольно сложно, и с мечтой Надежде Тихонович пришлось на время расстаться. Она окончила курсы секретарей-машинистов и в 1974 году пришла в отдел кадров депо № 2 трамвайно-троллейбусного управления Минска. «Я отчетливо помню мой первый рабочий день 12 мая 1974 года. Меня приветливо встретила Серафима Кузьминична Петрова, которая возглавляла отдел кадров. Описала круг обязанностей, но впереди предстояла беседа с директором. Я очень волновалась. Василий Федорович Солодкий сказал: «Старайтесь и перспективы будут», – вспоминает Надежда Антоновна.
Первое время работала телефонисткой административно-хозяйственного отдела. На коммутаторе обеспечивала внутреннюю связь между подразделениями и цехами. «Работы не боялась. С легкостью бралась за любое порученное мне дело. Через пару месяцев начальник техотдела Михаил Сорока принес мне стопку водительских книжек по пробегу и поручил заполнить. Я успешно справлялась. Потом была и другая работа с документами. Кропотливый, требующий пристального внимания труд, мне нравился. Очередное повышение не заставило долго ждать. Я перешла на должность инспектора по кадрам», – рассказывает Надежда Антоновна.
В годы становления в депо № 2 числилось около тысячи четырехсот человек, функционировали четыре колонны, заготовительный и профилактический цеха, ремонтная мастерская. «Обязанностей у инспекторов отдела кадров было очень много, особенно с трудовыми книжками, куда вносилось огромное количество записей. А нас было всего двое – я и Серафима Петрова, – вспоминает Надежда Антоновна. – Широко развивалось рационализаторство. Каждый месяц рабочие вносили новые рацпредложения. Устраивались состязания. Особенно ударно работала бригада специалистов Аркадия Голуба. Записей в их трудовых книжках было больше всего».
Продолжали создаваться цеха и участки для ремонта и обслуживания машин. Из состава депо № 1 сюда было передано 116 троллейбусов. Открылись маршруты № 3, 4, 5, 15, 16. Необходимо было увеличивать водительский штат. Работа велась при непосредственном участии инспекторов отдела кадров. Надежда Антоновна считает, что именно депо № 2 было кузницей водительских кадров. Ежемесячно на линию выезжали десятки новоиспеченных водителей. С ними работали опытные наставники под руководством заместителя директора по эксплуатации Ивана Щурского. Желающих получить профессию водителя было много. Привлекала хорошая зарплата и возможность в течение короткого времени получить жилье. «Современное депо, передовые технологии, новые маршруты… Перенимать опыт к нам приезжали транспортники из многих союзных республик. Решением Правительства Республики Беларусь троллейбусное депо № 2 было включено в список предприятий для посещения иностранными делегациями. К нам часто приезжали из Германии, Англии, Японии. Работники кадровой службы тоже участвовали в организации этих встреч, – вспоминает Надежда Тихонович. – Коллектив нередко попадал в объективы фотоаппаратов и телекамер. Очень запомнилось, как нас пригласили для съемок в телестудию на Макаенка, 9. Это было в 1980 году, когда Минск встречал участников Олимпийских игр. Мы принимали активное участие в обслуживании этого мероприятия. Это осветило белорусское телевидение. Съемочный процесс шел два дня, а затем в одном из вечерних эфиров показали десятиминутный сюжет».
Жизнь шла своим чередом. Семья, дети, работа… Надежда Тихонович умела грамотно распорядиться своим временем. Уже в зрелом возрасте поступила в вуз по специальности, о которой мечтала с детства – получила диплом юриста. В 1995 году она возглавила отдел кадров депо № 2 и трудилась в этой должности до 2017 года. Составляла отчеты, характеристики, документы на повышение разряда, оформляла приказы, проводила собеседования при приеме на работу. «Задаешь соискателю буквально несколько вопросов и понимаешь, будет он работать, или через месяц-другой уйдет. Для специалиста кадровой службы важно многое – обладать хорошей памятью, иметь подход к людям. Со временем вырабатываются и другие профессиональные навыки. Я помню имена, отчества, дни рождения всех работников, и даже откуда они родом», – говорит Надежда Антоновна.
Она принимала на работу многих именитых столичных транспортников, а коллег Наталью Лисовскую, Наталью Юреню, Галину Сорока, Веронику Гусеву, Ольгу Горошко, Марину Турчик, Наталью Гамеза и Оксану Балашову называет не просто коллективом, а семьей, где всегда чувствовалась поддержка, помощь и понимание. «Помню, как трудоустраивался водителем Константин Козел. Уже тогда было видно, что он амбициозный, харизматичный и многого добьется. Спустя годы он возглавил коллектив, – рассказывает Надежда Антоновна. – Хочу отметить, что со всеми директорами филиала работать было легко и приятно. Василий Солодкий был строгий, но справедливый. Константин Козел умел понять и войти в положение каждого, Олег Дзюбенко, как и сейчас, видел людей насквозь, читал, как раскрытую книгу».
Семья Надежды Тихонович входит в число трудовых династий предприятия. Ее супруг Геннадий Владимирович работал здесь водителем, а сын Леонид по сей день успешно трудится в филиале «Троллейбусный парк № 5». «Время скоротечно, полвека на предприятии пролетели быстро и были наполненными, интересными и счастливыми», – говорит Надежда Антоновна, наш старшейший работник.
Она продолжает служить родному «Минсктрансу», работает архивариусом второго транспортного парка. А на вопрос о том, как целых полвека оставаться верным одному предприятию, отвечает: нужно просто его любить.
Ольга ДУБОВИК, фото автора и из личного архива Надежды Тихонович