День учителя в нашей стране традиционно отмечается в первое воскресенье октября. Значение этого профессионального праздника переоценить сложно, ведь за каждым из нас стоит тот, кто вовремя научил, показал, направил, наставил.
Для водителей такими учителями становятся наставники – более опытные коллеги, которые на себе испытали все нюансы выбранного трудового пути. Именно от их чуткого руководства, знания дела и понимания человеческой натуры зависит, как в будущем сложится профессиональная карьера.
Водитель автобуса филиала «Транспортный парк № 1» Юрий Веринский работает в «Минсктрансе» более двадцати лет. Он – бригадир, ветеран труда предприятия, в прошлом году был награжден нагрудным знаком «Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс». А помимо этого Юрий Иосифович – наставник-универсал, который может обучать стажеров-водителей на всех марках автобусов.
Уроженец города Любань Минской области, после окончания одиннадцатилетней школы он отслужил в армии и переехал в столицу.
– Как только появилась возможность, а это было в 2002 году, пришел в четвертый автобусный парк (сейчас – первый транспортный). Сначала несколько месяцев трудился слесарем по ремонту. Поступил на курсы. Моя группа оказалась последней, в которой будущих водителей обучали с нуля, то есть без категории. Только на одну стажировку тогда отводилось 220 часов. Моим наставникам был Евгений Сенкевич – отличный профессионал, который дал много практических и теоретических знаний, а также хороших житейских советов, – вспоминает Юрий Веринский.
Первым его маршрутом стал № 95 ДС «Калиновского» – Степянка». По признанию моего собеседника, в конце первой смены у него вся спина от волнения была мокрая.
– Нас учили, а потом мы работали на ЛАЗах. Молодежи сейчас это не понятно, но тогда нужно было не только держать руль, реализовывать талончики, но и переключать механическую коробку передач. И полный салон пассажиров, – продолжает Юрий Иосифович.
Впрочем, он считает, что именно та непростая практика дала хорошую рабочую закалку: после такой машины управлять другими намного проще.
Он знает все особенности каждой модели автобусов, которые эксплуатируются в «Минсктрансе». МАЗ-203 нравится ему своей маневренностью. 107-го, по его наблюдениям, водители обычно побаиваются из-за «выноса хвоста». Сам же Юрий Иосифович ценит эту машину за разгон, динамику движения. 215-й он считает оптимальным летним вариантом. А 216-й, по его мнению, вобрал в себя лучшие характеристики «собратьев».
Юрий Веринский уверен: если профессия нравится – человек будет знать все или будет стараться прийти к этому уровню. Своего «железного кормильца» – МАЗ-216 – изучил до последнего винтика.
– Первого ученика мне поручили в 2007 году. Признаться, я очень волновался. Все-таки наставник должен и объяснить, и показать на своем примере, и быть внимательным слушателем, чтобы вовремя определить, что ученику дается легче, а с чем возникают сложности, – размышляет водитель.
Опыт работы на городском транспорте, когда приходится общаться с различными пассажирами, научил Юрия Иосифовича с первого взгляда понимать, как найти подход к каждому из своих подопечных. Еще он учитывает особенности предыдущей профессии стажера. Скажем, если ученик был таксистом, большое внимание уделяет прежде всего тому, чтобы тот привык к габаритам новой техники. Но и это не весь арсенал опытного наставника:
– Кроме практики, учу своих подопечных нашему главному «оружию» – улыбке. Призываю их, даже если пассажир не прав, мысленно отпустить ситуацию, улыбнуться и забыть.
Сейчас Юрий Иосифович работает на маршруте № 115э «АВ «Центральный» – Тубдиспансер» протяженностью почти 46 километров. Но для него это не расстояние, как и для некоторых его подопечных, которые вернулись в «Минсктранс» после дальнобойных рейсов. С многими своими бывшими учениками наставник до сих поддерживает дружеские отношения.
– Доброжелательность должна быть во всем и всегда. Тогда, глядишь, и хмурый пассажир тебе улыбнется, и весь день пройдет хорошо, – заключает Юрий Веринский.
Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора