Пункт 9.5 Правил дорожного движения обязывает водителя «быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности…». Это касается и водителей государственного предприятия «Минсктранс». Несмотря на неукоснительное требование специалистов управления безопасности движения, соблюдается оно не всеми. О положительной динамике работы в этом направлении нам рассказали в филиале «Автобусный парк № 6».
Ремень – один из главных элементов пассивной безопасности в транспортном средстве. Его использование позволяет минимизировать травмы, которые можно получить при дорожно-транспортном происшествии. Водители общественного транспорта зачастую грешат невыполнением пункта 9.5 ПДД, подвергая риску себя и пассажиров. Между тем данные свидетельствуют: удар транспортного средства о неподвижное препятствие на скорости 60 км/ч по силе такой же, как падение с шестого этажа. В то время как восемь из десяти человек, пристегнутых ремнем безопасности, при такой же скорости вообще не получают травм.
Глава 3, пункт 9.5 Правил дорожного движения Республики Беларусь:
Водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, а при движении на мотоцикле, мопеде – быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Ремнем безопасности также должно быть пристегнуто лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством. Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:
- лица, обучающего управлению механическим транспортным средством или принимающего квалификационный практический экзамен на право управления транспортным средством, когда транспортным средством управляет соответственно обучаемый управлению или лицо, сдающее такой экзамен;
- пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси – при движении в населенном пункте во время перевозки пассажира;
- пассажира и водителя с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.
Как отметил заместитель директора филиала «Автобусный парк № 6» Артем Макейчик, ремнями безопасности здесь оборудовано 50% подвижного состава. «Сегодня наш эксплуатационный парк насчитывает 329 единиц техники. Все автобусы, выпущенные после 2018 года, оборудованы ремнями безопасности. А значит, в соответствии с правилами, пристегиваться необходимо. И мы это требуем от водителей», – говорит Артем Александрович.
В течение этого года отделом безопасности движения филиала ведется целенаправленная работа на усиление профилактических мер. Так, в феврале было издано внутреннее распоряжение, в соответствии с которым начальники четырех колонн отдела организации перевозок в рамках инструктажей с водительским составом останавливаются на доскональном повторении п. 9.5 ПДД. Охвачен весь водительский состав. «Каждый из 629 водителей филиала раз в три месяца проходит инструктивное занятие, где в течение последнего времени особенно актуально звучала тема использования ремней безопасности, – говорит начальник отдела безопасности движения филиала «Автобусный парк № 6» Игорь Шефер. – Специально для каждого занятия монтируем видеоролики из кадров, полученных с помощью системы видеонаблюдения. На водителей они действуют весьма убедительно, заставляя задуматься». Игорь Шефер приводит один из примеров. Водитель шестого автобусного, двигаясь по территории парка, не был пристегнут ремнем безопасности и на скорости 25 км/ч столкнулся с другим автобусом. Этого оказалось достаточно для того, чтобы в считанные секунды он оказался выброшенным из-за руля и получил травмы. «Во время аварии можно удариться головой о перегородку кабины, о боковое стекло или о панель, потерять сознание, а при сильном столкновении – вылететь через ветровое стекло. Потеряв управление, водитель общественного транспорта рискует десятками жизней. Не стоит упускать и тот момент, что любое ДТП всегда связано с материальным ущербом и административной ответственностью. Порой водители считают пункт 9.5 ПДД не важным. Однако мы их убеждаем, что это далеко не так», – говорит Игорь Шефер.
В последнее время водители шестого автобусного парка стали более дисциплинированы в этом вопросе. Однако в филиале продолжают искать новые методы работы. Например, по утрам, перед выездом водителей на линию демонстрируют на мониторе в диспетчерской видеоролики с врезающимся в память контентом. «Иногда страшно представить, как высока цена непристегнутого ремня, поэтому я ни разу за девять лет работы водителем не нарушил это правило, – говорит Евгений Сушкевич. – И в личном автомобиле пристегиваюсь сам, прошу об этом пассажиров, а детей от пяти до 12 лет перевожу только в специальных удерживающих устройствах, соответствующих весу и росту ребенка (бустерах, дополнительных сиденьях, позволяющих пристегнуть их с помощью ремней безопасности)».
Евгений Сушкевич работает на маршрутах четвертой колонны, в том числе на пригородных. Здесь ремнями безопасности оборудованы не только водительские кабины, но и пассажирские салоны. По Правилам дорожного движения пассажиры за городом тоже должны быть пристегнуты. Скорость движения там выше, а значит, больше и риск травмироваться. «Стоит учитывать, что в автобусах шестого парка предусмотрена перевозка пассажиров стоя, – говорит заместитель директора филиала Артем Макейчик. – В этом случае им следует крепко держаться за поручни и закрепленные на них ремни».
Работа, направленная на профилактику нарушений пункта 9.5 Правил дорожного движения, на предприятии продолжится. В печальной статистике ДТП водителей «Минсктранса» быть не должно.
Ольга ДУБОВИК, фото автора