Об истории трамвайного движения мы рассказываем через призму судеб людей, которые посвятили этому делу жизнь. Среди них – ветеран предприятия, обладатель большого количества благодарностей и поощрений Олимпиада Короляш. В трамвайном парке она работала четыре десятка лет. Накануне памятной даты с ней встретилась корреспондент «ТС».
Шел 1952 год, когда в морозный январский день в многодетной семье простых сельчан в деревне Дядичи Вилейского района родилась девочка с редким именем Олимпиада. Жили скромно. И поэтому уже тогда она твердо решила – будущее ей может обеспечить только хорошее образование. После окончания школы приехала в Минск. Хотела стать инженером, подала документы в Белорусский государственный технический университет, но в начале 1970-х, когда начал расти престиж высшего образования, поступить оказалось непросто. Олимпиада Короляш была из тех, кто не привык сдаваться. Не теряя времени, обратилась на завод полупроводниковых приборов им. Ф.Э. Дзержинского, прошла обучение и получила квалификацию «сварщик полупроводников». «На работу ездила на троллейбусе. И всегда завороженно наблюдала за работой женщин-водителей. В то время было большой редкостью увидеть за рулем женщину. А мне очень хотелось так же непринужденно ехать по городу, легко лавируя в шумном транспортном потоке», – рассказывает Олимпиада Константиновна.
Неожиданно под руку попалось газетное объявление о наборе на курсы водителей троллейбуса. Долгих раздумий не было. Однако мастер на заводе, боясь потерять ценного сотрудника, не отпустил ее на собеседование. Когда девушка пришла после работы в учебный центр трамвайно-троллейбусного управления, группа была уже набрана. И тогда ей посоветовали пойти в трамвайное депо.
В начале 70-х годов учебный пункт ТТУ ежегодно выпускал 230-250 водителей троллейбуса и трамвая. Отбор был серьезный. «Оценивали и внешний вид, и поведение, и умение общаться. Я переживала, очень хотела быть зачисленной. И была счастлива, когда заместитель директора по эксплуатации трамвайного парка Вячеслав Кучинский, который был в составе комиссии, одобрил мою кандидатуру», – рассказывает Олимпиада Константиновна.
На курсах было непросто. Досконально изучали устройство трамвая, Правила дорожного движения. Легче всего курсантке давалось вождение. «Я до сих пор с благодарностью вспоминаю свою наставницу Марию Вербило, с помощью которой освоилась на маршруте № 6 «ДС «Автозавод» – Зеленый Луг». Училась усердно, стала старостой группы, а по окончании курсов в 1972 году самостоятельно выехала в город. Маршрут № 6 был самым длинным и, я считаю, самым сложным. В те годы он пролегал через улицу Долгобродскую, сворачивал на пр. Партизанский, шел мимо универмага «Беларусь». А рядом с МАЗом разворачивался. В старом здании диспетчерской станции, отвечал за которую бригадир маршрута Николай Волков, всегда царила веселая атмосфера. Как старосте группы и отличнице учебы в первый же рабочий день мне доверили управлять новым вагоном МТВ-82, а в напарницы дали Елену Мельникову, с которой мы сидели за одной партой учебного центра. Мы сдружились, помогали друг другу, вместе жили в общежитии», – рассказывает Олимпиада Короляш.
Время ее работы водителем совпало с рядом некоторых изменений в системе столичного трамвайного движения. В 1972 году Минское ТТУ первым в стране перешло на бескассовую талонную систему взимания платы за проезд. До этого пассажиры оплачивали проезд посредством касс-копилок. В 70-е годы параллельно с кассами появились компостеры. «Пассажир у меня или в киоске покупал ленту или книжечку с билетами на десять поездок. Когда заходил в трамвай, отрывал один из них и пробивал на компостере. От касс-копилок в трамваях полностью отказались в конце 80-х годов», – вспоминает Олимпиада Короляш.
Она любила свою работу. Изучила трамвайную маршрутную сеть, побывала на всех диспетчерских станциях. На этом решила не останавливаться. Самостоятельно год за годом вникала во все, что связано с процессом перевозок. Когда освободилось место в отделе главного механика, перешла туда техником. Отучилась без отрыва от производства в политехническом техникуме на техника-плановика, заменяла нормировщика в плановом отделе, работала мастером, распределителем работ в отделе главного механика под руководством Василия Самкнулова. Говорит, что в трамвайном парке ей очень повезло с людьми, которые помогали на всех этапах. Это Мария Минаш, Лариса Тирошина, Валентина Старинская, Мария Вербило, Янина Бондарева и многие другие. За годы работы коллектив трамвайного парка стал для нее родным. Вместе путешествовали, принимали участие в общественной жизни филиала. Здесь Олимпиада Короляш встретила будущего супруга. Однажды, проезжая мимо работников службы пути, она услышала, как один из парней сказал остальным: «Смотрите, моя будущая жена едет». Смелое предсказание сбылось.
Сегодня Олимпиада Короляш на заслуженном отдыхе, но продолжает интересоваться жизнью коллектива. Всегда на связи с коллегами, которые долгие годы были для нее дружной семьей. Внимательно следит за тем, как совершенствуется и меняется транспортная система столицы. Новому поколению желает не останавливаться на достигнутом, ставить перед собой самые амбициозные цели и уверенно идти к их достижению.
Ольга ДУБОВИК, фото автора и из архива Олимпиады Короляш