Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

«Это было недавно, это было давно…»

Иван Белый

В этом году исполняется 100 лет со дня появления первых автобусов на минских улицах. 23 октября 1924 года они начали курсировать по столице. Каждый, кто связал свою профессиональную судьбу со столичными автопарками, внес неоценимый вклад в развитие городской инфраструктуры, сделав жизнь минчан более комфортной. Накануне памятной даты корреспондент «ТС» встретилась с обладателем нагрудного знака отличия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Ганаровы транспартнік» водителем филиала «Автобусный парк № 6» Иваном Белым. В системе столичного общественного транспорта он работает почти полвека.

За 47 лет работы на предприятии Иван Григорьевич перевез на автобусе тысячи пассажиров. На его глазах менялся город, общественный транспорт и городские маршруты. В Минск он приехал в конце 1970-х годов из деревни Прудок Светлогорского района Гомельской области. К этому времени отслужил в армии, где получил категории вождения B и C и навык управления. После демобилизации устроился в Минске в автоколонну 2427 на улице Долгобродской, которая впоследствии стала филиалом предприятия «Автобусный парк № 4». Иван Белый вспоминает, как он создавался: «Изначально территория предназначалась для грузовых машин. Затем ее реорганизовали в автоколонну городского общественного транспорта. К концу 1967 года автобусный парк № 4 насчитывал 173 автобуса марки ЛАЗ-695, обслуживал восемь городских маршрутов и три пригородных, на линию ежедневно выпускалось 130-135 подвижных единиц».

Работали в основном ЛАЗы-695Н. Один такой экземпляр представлен на открытой экспозиционной площадке Музея городского пассажирского транспорта. Техника Львовского автозавода пришла в белорусскую столицу в конце 50-х годов.  Невероятно комфортабельные по тем временам автобусы сразу полюбились минчанам. Поначалу Иван Белый работал водителем по перегону транспортных средств. На курсы водителей общественного транспорта брали с 21 года. Как только подошло время, отправился на учебу в первый автобусный парк. Там принимали на переподготовку водителей-загонщиков из всех столичных автоколонн. Через месяц Иван Белый получил категорию D и приступил к стажировке у начальника колонны четвертого автобусного парка Леонида Зеневича: «В августе 1977 года моя мечта сбылась. Я выехал на линию на автобусе ЛАЗ-695. Это была красивая машина – можно сказать, переосмысленная версия немецкого автобуса Magirus. Она полюбилась нашим жителям за вместительный кузов и очень теплый салон. Хочешь зимой согреться – заходи в ЛАЗ и садись на заднее сиденье. Впрочем, летом из-за этой же особенности автобус превращался в настоящую парилку. Зато в этом автобусе не так сильно, как в ЛиАЗе, витал аромат паров бензина. Помню свой первый выезд по маршруту № 44 «Пл. 8 Марта – Дрозды» протяженностью двадцать семь километров. Он проходил по улицам Варвашени, Горького, Парковой магистрали. Сейчас некоторых названий уже нет. Как нет и автостанции на площади 8 Марта, где было наше разворотное кольцо».

Интересно, что автоколонны тогда назывались отрядами. Иван Белый входил в состав того, которым руководил Виктор Тозик (бывший заместитель генерального директора «Минсктранса». – Прим. авт.): «Мы были почти ровесники. Были молоды, задорны, работали с полной самоотдачей. Преодолели немало трудностей, стремясь быть полезными и коллективу, и городу. Понимали: кто, как не мы, в то непростое для Минска время становления обеспечит своевременную доставку минчан к местам назначения и сделает их жизнь более мобильной и современной».

Город буквально рос на глазах. В Чи­жов­ке и Серебрянке возводились ряды многоэтажек, жителям которых требовалось качественное и бесперебойное транспортное обслуживание.  Поскольку ни троллейбусные, ни трамвайные линии во многие районы Минска проложены не были, этот вопрос решал автобус. Возникла необходимость в создании еще одного парка. Так, 6 ноября 1984 года на улице Машиностроителей, 15 распахнул двери автобусный парк № 6, которому потребовались квалифицированные кадры. В 1986 году Иван Белый принял сложное для себя решение – оставить прежний коллектив и перейти в АП-6. В шестом автобусном парке начался новый виток его водительской истории – он освоил управление автобусом Ikarus-180. С их появлением на минских улицах транспортная ситуация в городе резко изменилась. Главным преимуществом венгерских автобусов была хорошая вместимость. «У меня был белый автобус с широкой красной полосой. Модель была четырехдверная – и для пассажиров, и для водителей диковинка. Теперь уже он мог потягаться и с трамваями: номинальная вместимость «гармошки» составляла 169 человек (37 сидячих мест). Он был с мощным дизельным двигателем почти в 200 лошадиных сил. Я любил его за быстрый разгон, скорость и маневренность. Управлять им было легко», – рассказывает Иван Григорьевич.

Много лет он работал на сочлененном «Икарусе», который затем уступил место автобусу производства Минского автомобильного завода. В общей сложности на «длинных» машинах водитель отработал 38 лет. Затем пересел на МАЗ-103, сейчас работает на маршруте № 16 «ДС «Ангарская-4» – «ДС «Чижовка». Иван Григорьевич десятки лет безупречно трудится на линии, передает свой опыт курсантам, которые учатся у него не только тонкостям вождения, но и культуре обслуживания, и организации рабочего процесса. Он является примером в коллективе, опорой в семье. К слову, его супруга Тамара Белая всю жизнь посвятила работе в трамвайном парке предприятия. Была водителем, а по окончании Киевского техникума городского транспорта ревизором по безопасности движения. За годы работы также, как и супруг, подготовила большое количество молодых водителей. Сейчас Тамара Александровна на заслуженном отдыхе. У семейной четы, которая вместе уже более полувека, много планов на будущее.  Они внимательно следят за тем, как совершенствуется транспортная система столицы, радуясь успехам коллег.

«Я благодарен судьбе, что она предложила мне именно этот сценарий. И других ролей в нем я бы не желал, – подводит итог беседы Иван Григорьевич. – Пусть больше создается семей транспортников. На мой взгляд, это движущая сила предприятия.   Новому поколению желаю не останавливаться на достигнутом, ставить перед собой самые амбициозные цели и уверенно идти к их достижению».

Ольга ДУБОВИК, фото автора и из личного архива Ивана Белого


Вернуться назад