За значимые достижения в работе и личный вклад в развитие Минска в нынешнем году водителю филиала «Троллейбусный парк № 3 Галине Яворовской присвоено почетное звание «Минчанин года в области транспорта и связи. Корреспонденту «ТС» она рассказала о своих ощущениях в новом статусе, о профессии и о семье.
– Галина Ивановна, что для вас это звание?
– Это было очень неожиданно. Я человек скромный, не привыкла к повышенному вниманию. Когда мне позвонили в начале сентября и сообщили эту новость, сначала не поверила. В день вручения пережила незабываемые эмоции. Очень волновалась и перед выходом на сцену, и когда получала из рук мэра Минска Владимира Кухарева диплом и цветы. После церемонии подходили в городе незнакомые люди, поздравляли, говорили много теплых слов. Меня начали узнавать в транспорте. Очень засмущалась, когда буквально через день после торжественной церемонии в Верхнем городе одна женщина, приобретая у меня билет на проезд, сказала: «Ой, а я вас знаю. Вы – Минский мастер». В остальном ничего в моей жизни не изменилось. Работаю, как и прежде, и считаю, что эта награда – заслуга всего коллектива. Без помощи и поддержки коллег, которую я чувствовала на протяжении долгих лет, ничего бы не получилось. Очень почетное звание и накладывает высокую ответственность.
– Вы с детства хотели стать водителем?
– Я из простой семьи, где во главу угла ставилось трудолюбие. Нас у родителей было пятеро, я самая младшая. В Минске водителем троллейбуса работали мои брат Вячеслав и сестра Мария – последовала их примеру. А вообще мечтала устроиться в МВД. Даже не знаю, почему. Я родом из деревни Бинены Ошмянского района. Папа работал в колхозе главным инженером, мама – главным бухгалтером. Всегда давали нам наставления хорошо учиться. После окончания десятилетки отнесла документы в Минскую высшую школу МВД СССР, но оттуда получила отказ: девушек не принимаем. Решила не терять времени и поступила в текстильное училище. Это направление деятельности мне понравилось. Пока работала прядильщицей на текстильном комбинате в Гродно, училась на заочном отделении Витебского технологического техникума.
В 1985 году брат с сестрой позвали меня в Минск. Мы были дружны и решили держаться вместе по жизни. Тогда мне было 22 года. Можно сказать, что именно благодаря им я обрела себя, состоялась в профессии, которой посвятила без малого четыре десятка лет, влилась в коллектив третьего троллейбусного парка, который стал родным. 9 апреля 1985 года, по окончании курсов водителей троллейбуса, выехала по маршруту № 27 «ДС «Курасовщина» – ДС «Дружная». К слову, на маршруте познакомилась со своим будущим мужем Борисом Еворовским, который работает во второй колонне третьего троллейбусного парка. У нас двое прекрасных детей. Сын и дочь получили хорошее образование, радуют своими достижениями.
– Галина Ивановна, ожидая вас на ДС «Курасовщина», наблюдала, как плавно заезжаете на станцию, аккуратно ставите троллейбус на площадке. Такое ощущение, что для вас это не транспортное средство, а что-то большее…
– Так и есть (улыбается). Мне нравится управлять именно троллейбусом. За рулем чувствую себя уверенно и спокойно. Знаю, что он меня не подведет. Откуда такая уверенность? В ответственной подготовке к каждому выезду на линию. Рабочий день начинаю с осмотра своего троллейбуса. В парк я всегда прихожу за час. Иду в ремонтную мастерскую, досконально обсуждаю со специалистами техническое состояние. Работая на линии, «слушаю» троллейбус. Его устройство можно сравнить с оркестром. Если звуки не такие, как обычно – где-то что-то стучит, гудит, вибрирует – нужна безотлагательная диагностика и ремонт. Если вовремя проводить техническое обслуживание, машина долго будет служить верой и правдой. На этом АКСМ-321 работаю с 2009 года, и он меня ни разу не подводил. К слову, нравится мне управлять и сочлененными троллейбусами. Но поскольку являюсь водителем-наставником, работаю именно на короткой модели.
– Какие еще необходимые навыки стараетесь передать своим ученикам?
–Те, кто у меня проходили стажировку, а таких за двадцать лет наставничества было примерно полторы сотни, знают, насколько я люблю дисциплину. Может, кому-то я кажусь излишне строгой и требовательной, но стараюсь учить так, чтобы за небольшой промежуток времени полностью подготовить учеников к самостоятельной езде. Со многими сейчас трудимся в одной колонне, прекрасно общаемся, помогаем друг другу. Стажировку всегда начинаю со слов: водитель городского общественного транспорта – непростая и ответственная работа. Чтобы стать профессионалом, нужно много времени. Уровень вождения не определяется датой получения прав и количеством времени владения машиной. Мастерство – это опыт. Много опыта. Для формирования уверенного навыка требуются десятки тысяч часов вождения. Только со временем вырабатывается умение чувствовать поток, выбирать безопасную дистанцию и ехать без резких торможений. Именно рваная, дерганая манера езды с постоянными разгонами и торможениями выдает новичка на дороге. Планирование и обдумывание каждого маневра, выбор полосы движения и обдумывание действий на несколько шагов вперед – качества опытного водителя. 90 % благополучной поездки – это внимательность, постоянный контроль над ситуацией и уверенные спокойные движения. Хороший водитель постоянно следит за ситуацией в зеркало заднего вида, запоминает положение соседних машин на дороге. У водителя со стажем все отточено многократным повторением и доведено до автоматизма. Следуя по маршруту, могу отличить опытного водителя от новичка. К слову, своих учеников тоже узнаю по манере вождения. Как наставник никогда не могу проехать мимо молодого водителя с проблемой на линии. Знаю, как сложно начинающим, и всегда помогаю. А еще перед выездом на маршрут важен психологический настрой. Всем советую: оставляем за дверями водительской кабины весь негатив, все мысли о домашних неурядицах и только тогда отправляемся в путь.
– А про культуру обслуживания ученикам рассказываете?
– Непременно. Хорошего водителя общественного транспорта отличает умение общаться с людьми. Наша основная задача – обеспечение качественной и безопасной перевозки. Нужно стремиться к тому, чтобы пассажиры были довольны нашей работой. Чтобы они пользовались общественным транспортом чаще, а каждая поездка была максимально комфортной и оставляла только приятные впечатления. Если на линии поломка или, например, идут дорожные работы и нужно поменять направление маршрута, лучше не по громкой связи, а выйдя в салон, сообщить об этом пассажирам. Жалоб не будет, если в спокойном тоне извиниться за причиненные неудобства.
– Галина Ивановна, в жизни вы состоялись как профессионал, как жена и мать. Какие еще ступени остались непокоренными?
– Я считаю себя абсолютно счастливым человеком и, если бы предоставилась возможность что-то поменять, оставила бы все как есть.
Беседовала Ольга ДУБОВИК, фото автора