Татьяна Стретович управляет трамваем более 20 лет и не представляет себя без этой работы, без коллектива трамвайного парка, к которому прикипела душой.
Хотя, признается Татьяна Николаевна, изначально мечтала стать водителем троллейбуса, но набор был окончен, и ей предложили освоить «трамвайную» профессию. Как знать, может, эта случайность сыграла свою роль и была дана для того, чтобы женщина нашла свой путь к призванию.
В молодости Татьяна попробовала себя в разных профессиях: выучилась на кондитера, поработала в сфере общепита, была библиотекарем. Даже подавала документы в Брестский железнодорожный институт – уже тогда манили рельсы… Но родители отговорили. Зато в трамвайном парке она полностью реализовала свои стремления и мечты.
Сегодня Татьяна Стретович – в числе самых опытных водителей трамвайного парка. Руководство филиала отмечает ее добросовестность, ответственность, внимательность. В нынешнем году ко Дню автомобилиста и дорожника Татьяне Николаевне был вручен нагрудный знак Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «За работу без аварий» II степени.
– Я очень люблю свою работу. И это не избитые слова, это идет от души, – говорит Татьяна Николаевна. – Многие считают, что у водителей однообразная работа. Ты изо дня в день ездишь по одному и тому же маршруту, на первый взгляд кажется, что ничего не меняется. Но это не так. Рутины здесь нет. Наша столица растет, развивается, строятся новые здания, торговые центры, обретают другой облик улицы и скверы. Интересно наблюдать за всем этим из кабины.
Свои первые рабочие дни на линии в феврале 2002 года водитель помнит прекрасно, будто это было вчера.
– Очень волновалась! – рассказывает Татьяна Николаевна. – Февраль не самое лучшее время для езды – дорожная обстановка усложняется. Начинала работать по первому маршруту, возила пассажиров от вокзала до Зеленого Луга. Людей всегда полный салон. По сей день благодарна своему наставнику Александре Пагиной, которая меня стажировала. Это был настоящий профессионал и учитель, который мог доступно объяснить сложные вещи.
Со временем опыт позволил чувствовать себя на дороге уверенно, а вот волнение осталось. Всего ведь невозможно предвидеть. В городе очень интенсивное движение, и всю смену водитель должен быть предельно внимательным. Легче на участках, где трамвайный путь обособлен – там можно разогнаться, чтобы уложиться в график. Но чаще рельсы идут посреди улицы. Легковушки осложняют трамваю движение, пешеходы тоже не всегда осмотрительны.
Поработав в первой колонне, Татьяна Стретович перешла во вторую, сейчас обслуживает шестой маршрут, при необходимости работает и по другим: все они знакомы, все «объезжены». Начальник колонны Анна Швед водителя Татьяну Стретович характеризует только с лучшей стороны: отзывчивая, исполнительная, если есть производственная необходимость, безотказно выполнит все, что требуется. Татьяна по-доброму относится к окружающим, никогда не позволяет себе бестактности. В числе ее неоспоримых достоинств – умение находить общий язык с пассажирами.
– Мы учились в одной группе, – говорит Анна Казимировна. – Надо сказать, группа наша была очень сильная – все хотели овладеть профессией, стремились больше узнать, чтобы потом все уметь. Многие остались в парке, не изменили раз и навсегда выбранному делу. Среди них и Татьяна Стретович.
Интересная деталь: Татьяна Николаевна не любит ездить, когда салон «пустой».
– А вот когда в вагоне много пассажиров – совсем другое дело, – улыбаясь, говорит Татьяна Стретович. – Ты чувствуешь, что твоя работа нужна. От этого радостно на душе!
Ольга БОТЯНОВСКАЯ