Находиться на оживленной трассе без яркой одежды для водителя очень опасно. В такой ситуации самое правильное решение – надеть светоотражающий жилет. В первую очередь это касается водителей троллейбуса и трамвая. Управление безопасности движения государственного предприятия «Минсктранс» в очередной раз заостряет внимание на требовании, регламентированном рабочей инструкцией водителя троллейбуса. О том, как оно соблюдается, мы рассмотрели на примере филиала «Троллейбусный парк № 5».
Светоотражающие (сигнальные) жилеты помогают не только обеспечить безопасность водителей, но и предотвратить аварии. Особенно актуально правило ношения жилетов для водителей троллейбуса и трамвая. Это связано с тем, что именно водителям этих транспортных средств приходится в некоторых случаях выходить из кабины на проезжую честь. Пояснения дает заместитель начальника управления безопасности движения государственного предприятия «Минсктранс» Дмитрий Мицкевич: «Рабочая инструкция водителя троллейбуса гласит: во время работы на линии он должен иметь при себе сигнальный жилет со светоотражающими элементами и в обязательном порядке надевать его при выходе на проезжую часть. Например, при сходе токоприемников или при возникновении нештатных ситуаций. Это повысит его заметность как в ночное, так и в дневное время».
В темное время суток человека в черной одежде на дороге видно с расстояния в 20 метров, а тормозной путь транспортного средства при скорости 90 км/ч по сухому асфальту составляет 77 метров. А вот человека в светоотражающей одежде можно заметить уже с расстояния в 150 метров. Водители пятого троллейбусного парка это хорошо знают и правило об использовании сигнальных жилетов соблюдают. «Сигнальный жилет – элемент специализированной одежды повышенной видимости, который относится к средствам индивидуальной защиты. Он есть у каждого водителя нашего филиала», – утверждает начальник отдела безопасности движения филиала «Троллейбусный парк № 5» Александр Свиридов.
Водитель обязан надевать сигнальный жилет во всех случаях нахождения на проезжей части!
Их мы и рассмотрим. Чаще всего водитель троллейбуса выходит на проезжую часть из-за схода токоприемников. В этом случае нужно надеть сигнальный жилет, выйти из кабины и поставить их на место. Еще одна причина – дорожно-транспортное происшествие. Водитель обязан надеть жилет и выйти из кабины на проезжую часть для выяснения обстоятельств и высадки пассажиров. «Пункт 6.2З.24.4. рабочей инструкции водителя троллейбуса гласит: при необходимости выхода из кабины водитель должен взять ключ замка зажигания, надеть сигнальный жилет, электроизолирующие перчатки, выйти из троллейбуса, соблюдая меры безопасности, опустить токоприемники и завести их под крюки лир либо опустить токоприемники в автоматическом режиме (при наличии)», – говорит заместитель директора филиала «Троллейбусный парк № 5» Андрей Брылевский. Бывает, что возникает необходимость выйти на проезжую часть при проезде специальных частей контактных сетей. «К ним относятся кривые держатели, сходные стрелки для перевода токоприемника на одну линию контактной сети в местах слияния двух трасс, автоматические стрелочные переводы, крестовины и пересечения троллейбусных линий как друг с другом, так и с линиями трамвая. При проезде спецчастей от водителя требуется больше сноровки и опыта. Если плавный ход не удается, токоприемники сходят с контактных проводов. Чтобы исправить ситуацию, водителю необходимо выйти на проезжую часть, а значит, надеть сигнальный жилет», – поясняет начальник второй колонны филиала Дмитрий Ворошков. В рабочей инструкции водителя троллейбуса говорится: «При проезде спецчастей контактной сети в случае, если автоматическая стрелка не сработала, в установленном порядке остановить и выключить троллейбус из рабочего положения, надеть сигнальный жилет, закрыть дверь кабины водителя и переставить токоприемники вручную». Спецчасти есть не только в городе, много их и на территории филиала. А значит, и здесь нельзя игнорировать это требование. «У нас много спецчастей контактной сети, которые нужны для того, чтобы троллейбусы могли разъехаться при заезде в ремонтную мастерскую, на линию мойки или на диагностическую станцию. Если водитель при их проезде «теряет» токоприемники, то выйти из кабины и поставить их на место нужно тоже только в сигнальном жилете», – отмечает Андрей Брылевский.
На дороге у водителя могут возникнуть нештатные ситуации. Чтобы разобраться в них, тоже может потребоваться покинуть кабину и выйти на проезжую часть. «В случае нештатной ситуации водитель должен надеть сигнальный жилет, электроизолирующие перчатки и покинуть троллейбус через переднюю дверь прыжком, не касаясь корпуса троллейбуса. Какую ситуацию можно считать нештатной? Например, случай токоутечки в троллейбусе. При этом водитель должен остановить троллейбус, надеть жилет, выйти из кабины и опустить токоприемники, чтобы во время вынужденной остановки не препятствовать проезду других транспортных средств», – говорит начальник второй колонны филиала Дмитрий Ворошков. А как быть, если водителю, к примеру, нужно разложить аппарель для заезда инвалидной коляски? В пятом троллейбусном парке поясняют и такой частный случай. «Если в троллейбус необходимо заехать инвалиду-колясочнику, а транспортное средство остановилось далеко от остановочного пункта, то водитель при раскладывании аппарели должен надеть светоотражающий жилет», – говорит Андрей Брылевский.
Обо всех случаях схода токоприемников водитель должен докладывать диспетчеру центра управления движением.
На сегодняшний день в филиале 429 водителей. Все они посещают инструктивные занятия, где периодически разбираются случаи использования светоотражающих жилетов. «Мы постоянно проверяем наших водителей на знание этого требования. Если посредством системы видеонаблюдения обнаруживаем, что оно нарушается, начальники колонн проводят со своим составом дополнительные беседы», – утверждает Андрей Брылевский. Водители пятого троллейбусного парка знают: сигнальный жилет всегда должен быть в кабине троллейбуса. Лучше всего положить его в зоне доступа – так, чтобы быстро достать рукой. Получает их каждый лично при трудоустройстве и пользуется до износа. Мы заглянули на центральный склад филиала, где хранятся эти элементы специализированной одежды. Жилетов из оранжевой ткани с нашивками из светоотражающих полос здесь достаточно. Все имеют универсальный размер и выдаются при первой необходимости.
«Во всех случаях, прописанных рабочей инструкцией, я пользуюсь жилетом, – говорит водитель второй колонны Сергей Левченко. – Жизнь одна, поэтому безопасность для меня – превыше всего».
Начальник сектора охраны труда филиала «Троллейбусный парк № 5» Виктория Ясевич напоминает: водитель при выходе из троллейбуса на проезжую часть обязан пользоваться сигнальным жилетом в соответствии с инструкцией по охране труда. Вопросы электробезопасности также держатся в филиале на контроле.
В управлении безопасности движения подчеркивают: с увеличением темного времени суток и ухудшением видимости водителям следует быть особенно внимательными. При этом использование сигнальных жилетов позволит им стать заметнее для других участников дорожного движения и избежать многих неприятностей.
Ольга ДУБОВИК, фото автора