Исправная работа системы отопления в салонах транспортных средств – важная составляющая культуры обслуживания пассажиров. В соответствии с принятыми нормами в подвижном составе предприятия «Минсктранс» система функционирует с 1 октября. За ее работой в транспортных филиалах следят соответствующие службы. Корреспондент «ТС» узнала, как налажен процесс в третьем троллейбусном парке.
В холодный сезон пассажирам в общественном транспорте должно быть тепло и комфортно. Этому вопросу в третьем троллейбусном парке уделяется пристальное внимание. Перед началом осенне-зимнего периода в троллейбусах наряду с пневматической была проверена и отопительная система. Если сейчас неполадки все же случаются, транспортное средство съезжает с линии и отправляется на заявочный ремонт. Он выполняется в филиале ежедневно под контролем заместителя главного инженера – начальника мастерской Владимира Шаблинского. Когда речь идет о неисправности элементов системы отопления, их демонтируют, определяют объем работ и отправляют в электротехническое отделение ремонтной мастерской. В день подготовки материала здесь четко и оперативно работали слесари по ремонту электрооборудования Сергей Роговский, Юрий Навроцкий и Владимир Лешик. Они мастера своего дела, могут исправить самую сложную неполадку.
В филиале эксплуатируются троллейбусы модели 321, 333, 43300D и МАЗ-203Т70. Больше всего троллейбусов модели 321. У специалистов электротехнического отделения мы поинтересовались, как здесь устроена система отопления. «В салоне троллейбуса модели 321 расположены четыре отопителя и один – в кабине, – поясняет Сергей Роговский. – Вентиляторы обдува помогают распределить теплый воздух по всему транспортному средству. От перегрева их защищают термопредохранители, которые в случае необходимости отключают систему, предотвращая возгорание. Если датчики выходят из строя, их меняют на новые».
От исправной работы системы отопления зависит не только комфорт наших пассажиров, но и их безопасность. Чтобы исключить возгорание, на завершающем этапе слесари по ремонту электрооборудования в обязательном порядке проверяют изоляцию приборов системы отопления. «Для этого у нас есть мегаомметр – электрический тестер, который позволяет измерить сопротивление тэнов и целостность изоляции приборов, – говорит Юрий Навроцкий. – Используем его и для того, чтобы найти короткое замыкание в цепи, а также протестировать электроустановку на предмет ее технического состояния».
Если вентилятор обдува восстановлению не подлежит, его получают на центральном складе и меняют на новый. В третьем троллейбусном парке закуплены необходимые комплектующие для ремонта отопительного оборудования: тэны, вентиляторы, датчики.
Отопители салонов троллейбусов должны работать при температуре воздуха окружающей среды от +5 °С (включительно) и ниже на протяжении всего времени нахождения на линии. Следить за этим в соответствии с рабочей инструкцией должны водители. Включив систему и убедившись, что она исправна, водитель обязан на протяжении всего времени работы на маршруте контролировать поддержание необходимой температуры в салоне.
В период холодов очень важно, чтобы в каждой подвижной единице четко функционировала система отопления. Если пассажирам в салоне тепло, значит, соответствующие службы транспортных парков со своей задачей справляются.
Ольга ДУБОВИК, фото автора