Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Миллион километров. И это – не предел!

На минувшей неделе в администрацию государственного предприятия «Минсктранс» пришел бывший работник автобусного парка № 1 Александр Федкевич – без преувеличения человек-легенда, лауреат Государственной премии БССР, водитель-«миллион­ник». И не просто в гости заглянул, а принес свои грамоты, медали, почетные дипломы и удостоверения, чтобы передать их в фонд Музея городского пассажирского транспорта. Пользуясь случаем, корреспондент «ТС» пообщалась с заслуженным ветераном.

Александр Федкевич родился в 1938 году в деревне Затурья Несвижского района Минской области. Когда началась война, был совсем маленьким, но что такое голод, запомнил на всю жизнь.

– Наша деревня была большая, а рядом находилось месторождение природного газа, что делало ее особенно привлекательной для оккупантов. Помню, как-то немец оставил на привязи коня и, пока тот пил, отправился куда-то по своим делам. А нам, детям, есть очень хотелось. Подбежали мы к животному, я засунул руку в висевшую на нем кожаную сумку, а там – кусковой сахар… Вот так я взял у немца немного сахара, – делится Александр Владимирович.

Справедливости ради надо сказать, что этот вполне понятный проступок голодного ребенка – единственный такой факт в жизни моего собеседника. Всего и всегда он достигал добросовестным трудом.

В школу мальчик пошел после освобождения республики от оккупантов. Страна поднималась из руин. Было тяжело, особенно труженикам села: людей и техники мало, а работы – много. Поэтому за руль трактора Александр сел, будучи еще подростком.

– И пахал, и сеял, хотя профессиональных навыков у меня не было. Просто старался выполнить свою задачу хорошо. В 1954 году поступил в несвижскую школу ДОСААФ, чтобы выучиться на водителя. Получил права и работал на своем железном коне в колхозе до армии, – говорит Александр Федкевич.

Служба его длилась три года. Сначала учился в сержантской школе в Гомельской области, потом пересел за руль автомобиля «Победа» – был водителем руководства части. Сдал на второй класс вождения. Тогда же получил опыт работы на автобусе.

На последнем году службы моего собеседника перевели в воинскую часть под Волгоградом, где зимой было сорок градусов мороза, а летом – столько же градусов жары.

– Был секретарем комсомольской организации роты. Когда уволился в запас, вернулся домой. А тут мой брат, фронтовик, работавший сталеваром на автомобильном заводе и приехавший в отпуск, посоветовал отправляться в столицу. Попросил я председателя колхоза выписать мне временный паспорт – тогда документы не давали, чтобы молодежь задержать на селе. Получил паспорт на год, прописался в Минском районе – без этого не взяли бы на работу – и стал думать, что делать дальше, – продолжает Александр Федкевич.

Так как за плечами у молодого человека был опыт вождения, ему посоветовали обратиться в первый автобусный парк, который в то время находился на улице Германовская (теперь ул. Семенова. – Прим. авт.).

– Заместитель директора парка Петр Юган посмотрел мои документы и обнадежил: «Нам такие люди нужны». Оформили быстро. Направили к начальнику колонны Александру Белому. Он указал на ЗИС и сказал, чтобы я проверил масло, воду и топливо, завел машину и попробовал проехать по территории парка. Потом добавил: «Выйдешь сегодня во вторую смену». Ни инструктора, ни стажировки. К тому же, Минск я совсем не знал, а мне предстояло выезжать на третий маршрут «Вокзал – Лошица». Договорился с кондуктором Анной Михалевич – она мне объяснила, где поворачивать, где какая остановка, – рассказывает Александр Владимирович.

На остановках новоиспеченный водитель столичного парка ждал, пока Анна Михалевич даст ему сигнал о том, что все пассажиры вошли в салон. Зеркала в послевоенных машинах были маленькие, следовательно, и обзор небольшой. Тогда от места кондуктора к водителю вела… веревка. Если нажать на нее, в кабине раздавался сигнал. С этим механизмом у моего собеседника связана такая история:

– В те годы Лошица была не самым благополучным районом. Ох и натерпелись мы от местных шалопаев. Уж очень они полюбили эту веревку обрезать. В итоге кондуктор посылал сигнал, а он до водителя не доходил…

Отработав свою первую в парке смену, Александр Федкевич на служебном автобусе доехал домой. Так и стал трудиться. В скором времени ему дали напарника.

– Парень этот был «чистюлей»: всегда ходил в белом костюме и лезть под капот, чтобы что-то отремонтировать, заправить, добавить масло, не хотел. Такое положение дел мне не нравилось. И вот как-то раз, когда стоял на ремонте, разговорился с таким же молодым водителем. Оказалось, он тоже недоволен своим напарником. Тогда мы решили объединить свои силы, – вспоминает водитель.

Так Александр Владимирович познакомился со своим надежным напарником и другом на всю жизнь Станиславом Хмелевским. Работали на маршрутах № 2 «Ангарская – Парк Челюскинцев», № 16 «Енисейская – Площадь 8 Марта», № 99 «Автозавод – Поселок Сосны».

– В 1964 году нам выдали новый ЛАЗ № 30-11. Мы его сами подготовили к работе. А тогда были такие веяния: перечис­лять часть заработанных денег в Фонд мира, брать повышенные социалистические обязательства. И когда я только устраивался на работу, увидел на одном из ЗИСов надпись большими буквами «Комсомольско-молодежный экипаж» – тоже примета того времени. В общем, загорелся этой идеей и предложил Станиславу взять вдвоем соцобязательство проехать один миллион километров без капитального ремонта. Напарник согласился. Переговорил я с директором, нам дали добро. И мы поехали. Возили интуристов в Москву, Ленинград, Прибалтику, – делится Александр Владимирович.

Всем ремонтом они занимались сами. Если делали ТО-2, то приходили заблаговременно, проверяли тормозные колодки, состояние колес. В пересменку оба проверяли уровень масла, топлива, зимой – антифриз. Причем ЛАЗ без дела не стоял. Если за рулем не был кто-то из напарников, им управлял один из подменных водителей, которые входили в состав бригады Александра Федкевича. За каждые сто тысяч километров на борту машины рисовали звездочку.

– Когда мы достигли цели, было очень интересно и торжественно. В автобусном парке нас музыкой встретил военный духовой оркестр, обступили теле- и радиокорреспонденты. Нас фотографировали, поздравляли. Подарили золотые наручные часы, приемник «Океан-5», значки, грамоты, дипломы… Министр автомобильного транспорта Белорусской ССР Анатолий Андреев направил в наш адрес поздравительную телеграмму. Станиславу тогда выделили трехкомнатную квартиру, в которой он живет до сих пор. Мне присвоили звание лауреата Государственной премии БССР. Потом мы взяли дополнительные соцобязательства – наездить еще сто тысяч километров. После этого нашу машину передали другому водителю. Он на ней работал еще три года, – продолжает мой собеседник.

За время эксплуатации в автобусе было заменено только два двигателя вместо четырех положенных по норме. В 1975 году легендарный ЛАЗ № 30-11 установили на постаменте в АП-1. Он был гордостью не только парка, но и всего Минска. К нему приходили фотографироваться школьники, солдаты (рядом с парком располагалась войсковая часть), гости столицы. Правда, через четверть века время взяло свое: автобус проржавел и его пришлось отдать на переплавку. А вот прославленный экипаж в том же 2000 году списывать себя не планировал – друзья перевелись в гаражную службу водителями-перегонщиками.

На заслуженный отдых мой собеседник вышел только в 2009-м. Но без дела сидеть и сейчас не любит. В дачный сезон с удовольствием хлопочет на участке. А зимой, когда погода не позволяет отправиться из города на природу, вместе с товарищами-соседями чистит возле дома дорожки от снега – и себе работа в радость, и людям польза.

Несколько лет назад Алек­сандр Федкевич передал в Музей городского пассажирского транспорта свои водительское удостоверение, талон культуры обслуживания пассажиров, фотоальбом и альбом со статьями из газет о легендарном экипаже. Теперь пришло время удостоверениям к знаку «Победитель социалистического соревнования» за различные годы, грамотам, дипломам, правительственным телеграммам и медалям занять почетное место в музейной экспозиции. Чтобы будущие поколения водителей столичного пассажирского транспорта знали: если поставить перед собой большую и важную цель – всего можно добиться. Как это сделали Александр Федкевич и Станислав Хмелевский.

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора


Вернуться назад