Молодые специалисты и наставники, которые трудятся в филиале «Троллейбусный парк № 5», – люди разных поколений, но объединяет их одно общее дело.
Слесари по ремонту подвижного состава Артем Кравцов и Владимир Терешко работают в ремонтной мастерской филиала, оба – слесари по ремонту подвижного состава. Этот тандем действительно можно назвать крепким сплавом опыта и молодости, мастерства и становления, желания передавать приобретенные за долгие годы навыки и учиться. «Я осознанно выбрал эту профессию и поступил в Минский государственный политехнический колледж машиностроения. Пришел год назад по распределению. К тому же меня направили в отличный коллектив на участок ТО-2. Мне здесь очень нравится, к любому можно обратиться за помощью, советом, и никто никогда не откажет. Большую поддержку оказывает бригадир Виталий Калугин. Владимир Терешко также хороший наставник, а еще он любит молодежь и старается передать ей свой опыт», – говорит Артем Кравцов и вновь принимается за работу – на участок доставили МАЗ-203Т. С этой моделью молодому человеку нравится работать: сложная, но надежная машина.
– Мы, более опытные коллеги, всегда рады помочь молодому пополнению, – говорит Владимир Терешко. – Ребятам советуем: смотрите, как старшие делают, и учитесь. Тут главное – умение «соединить» голову и руки. Если не понимаете, то надо подучиться. Но если руки ленятся делать, то никакие теоретические знания не помогут. У Артема Кравцова есть все, чтобы стать профессионалом с большой буквы. Парень уже год в коллективе, его настойчивость мне нравится. Сейчас он поднакопил опыта, и можно поручать сложные задания.
У Владимира Терешко стажировалось не одно поколение молодых специалистов, и ко всем он относится одинаково внимательно, по-доброму и искренне хочет, чтобы ребята выросли в настоящих профессионалов. У Владимира Васильевича богатая трудовая биография. Он пришел на предприятие более 40 лет назад, окончил курсы водителей троллейбуса, где и познакомился со своей будущей женой Татьяной Николаевной. Оба начинали водителями троллейбуса в коллективе второго троллейбусного парка, затем перешли в ТП-5, обслуживали один маршрут. Татьяна Николаевна и по сей день трудится водителем на 17-м маршруте, а Владимир Васильевич вот уже 11 лет в коллективе ремонтных рабочих ТП-5. Общий трудовой стаж у супругов – более 80 лет.
В числе опытных специалистов и слесарь по ремонту подвижного состава Владимир Дашкевич, который также начинал водителем троллейбуса и отработал на линии более четверти века. В ремонтниках – седьмой год. Сегодня он выполняет сложные кузовные работы, которые требуют много времени и усилий, особенно это касается троллейбусов с большим пробегом. Владимир Дашкевич тщательно осматривает салон, проверяет, как закреплены сиденья и поручни, имеются ли повреждения перегородок, панелей, пола. Все внутренние покрытия, где есть потертости, трещины или другие дефекты, подлежат восстановлению. Много работы и с наружной частью кузова.
– А я скажу, что один в поле не воин, – замечает Владимир Дашкевич. – Вся бригада старается. Сейчас машины современные, много электроники, и чтобы их отремонтировать, нужно обладать обширными знаниями.
Участок ТО-2 – один из сложных, здесь производится ремонт и обслуживание узлов и агрегатов. Задний мост, суппорта, карданный вал, рулевые тяги, пневморессоры, амортизаторы – это «жизненно важные органы» транспортного средства, от исправности которых зависит безопасность людей. Самое главное в техническом обслуживании подвижного состава – постоянный контроль, соблюдение технологий в проведении ремонта, его качество. Молодежь прислушивается к советам старших коллег. И в жизни, и в работе они для них – авторитет.
– Молодых специалистов направляем то на одну операцию, то на другую. Не получается – парни тут же переделывают под зорким оком профессионалов. Такая методика с новым пополнением отработана и дает свои результаты. Главное, чему учатся молодые слесари у профессионалов – не бояться сложной и тяжелой работы. Прежде, чем приступить к той или иной операции, нужно все хорошенько продумать. И, в конце концов, – все получится, – говорит мастер участка ТО-2 Алексей Сурма.
Алексей Сурма – выпускник Минского политехнического колледжа, получил специальность «техник-электрик городского электротранспорта». По распределению пришел во второй троллейбусный парк, в ремонтную мастерскую, где трудился 7 лет. За это время заочно отучился в БНТУ, получил высшее образование. Перспективного молодого человека направили в ремонтную мастерскую ТП-5 мастером. Сегодня в его ведении три участка – малярный, ТО-2 и слесарный.
– С первых дней стараемся привить новичкам, которые приходят в коллектив, чувство ответственности, ведь они отвечают не только за свою работу, но и работу всей бригады, а в целом – за безопасность пассажиров, – отметил Алексей Сурма.
Валентина Бруек, водитель, занятый на маневровых работах, на предприятии трудится 42 года. «Коллектив ремонтной мастерской омолаживается. Молодежь быстро вникает, очень интересно с ней работать. При обкатке троллейбуса, если выявляются проблемы по электронике, механике, сообщаю специалистам ремонтной мастерской. То, как быстро реагируют молодые слесари, как находят решение, говорит об их подготовленности и желании расти в своем деле», – говорит Валентина Бруек.
Заместитель директора ТП-5 Ольга Машкало отметила, что приток молодых кадров обычно происходит весной-летом, когда начинается выпуск специалистов.
– Предприятие сотрудничает по вопросу подготовки кадров с Минским государственным колледжем машиностроения, – говорит Ольга Машкало. – Вскоре придут еще семь выпускников по специальностям «слесарь-электрик», «слесарь по ремонту подвижного состава», их направим в ремонтную мастерскую. Ошмянский государственный агроэкономический колледж подготовил для нас диспетчера и оператора ЭВМ. Также Бобруйский государственный автотранспортный колледж готовит специалистов по разным направлениям, которые затем трудятся в отделе организации перевозок, ремонтной мастерской. Учебная база колледжей располагает оборудованием, в специальных классах ребята получают практические навыки. Так что в ТП-5 начинают не с нуля, им также помогают опытные наставники.
По словам Ольги Машкало, первый состав выпускников колледжа был в марте-апреле, ребята пару месяцев поработали, их призвали на срочную службу. Те, кто устраивается летом, успевают поработать несколько месяцев до осеннего призыва. Многие, отслужив срочную, возвращаются, чтобы дальше расти в профессии.
Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора