«Нужно как можно чаще улыбаться и помогать окружающим», – такими принципами руководствуется водитель филиала «Автобусный парк № 5» Татьяна Карпович. Она давно убедилась, что позитивные эмоции помогают справляться с неурядицами, а оптимизм придает сил, чтобы преодолевать любые сложности.
Поводом для встречи с Татьяной Карпович стал звонок на горячую линию государственного предприятия «Минсктранс». 13 января пассажир долго рассказывал специалисту центра управления движением о том, как приятно оказаться в числе ее пассажиров. Просил отметить за культуру обслуживания и профессиональное маневрирование на загородных трассах.
С Татьяной Карпович мы беседуем в диспетчерской пятого автобусного парка, в перерыве между выездами. В тот день она работала по разрывной карточке на привычном для нее маршруте № 360 «Минск – Лисовщина» первой автомобильной колонны. Стоит отметить, что в этом мужском коллективе из 116 водителей все шесть женщин трудятся на пригороде. Татьяна вошла в их число в 2022 году. Просто решила однажды резко изменить свою жизнь. Долго искала себя, освоила немало профессий. Управлять автомобилем научилась еще в двадцать лет. Получив категорию B, с удовольствием управляла легковушкой, но профессиональную деятельность с этим не связывала.
После окончания столичной средней школы № 1 получила специальность оператора диффузионных процессов. Работала на заводе «Интеграл» на одном из этапов сборки транзисторов и диодов. Профессию выбрала спонтанно. Микроэлектроника ее не увлекала. Пошла работать на конвейер велозавода, потом продавцом в магазин. Жизнь текла спокойно и размеренно. Как вдруг оказалась на ее крутом вираже. «Мой супруг работает дальнобойщиком, – рассказывает Татьяна Владимировна. – И однажды мне очень захотелось отправиться с ним в рейс. Для этого нужно было иметь навыки управления большегрузами. В автошколе, получила категорию С. И настолько мне понравился крупногабаритный транспорт, что я, не теряя времени, сдала экзамены еще и на право управления автомобилями категории Е и D».
Водителем-дальнобойщиком Татьяна Карпович не стала, о чем абсолютно не жалеет. «Пригородные маршруты оказались для меня оптимальным решением. Выезжая за кольцевую автодорогу, чувствую себя легко и свободно, – говорит Татьяна Карпович. – Управляю, как и мечтала, крупногабаритной техникой – автобусом МАЗ-203. Впервые выехала на нем по маршруту № 225 «Минск – Cанаторий «Юность». Своему наставнику Геннадию Новицкому, которого уже нет рядом с нами, всегда останусь благодарной за то, что помог мне состояться в профессии и научил всему, что умел сам».
Татьяна Карпович знает все маршруты раковского и слуцкого направления. Атолино, Юность, Крылово, Черемуха, Новоселье, Чачково, Лисовщина, Хатежино – мелькают мимо названия населенных пунктов. «Мне нравится дорога на Падзерки, – говорит водитель. – Несколько километров идут через лес. Здесь можно и косулю встретить, и зайца». Маршрут № 360 «Минск – Лисовщина», постоянный пассажир которого и позвонил с благодарностью, она любит за то, что люди здесь всегда улыбчивые и приветливые. В октябре в схеме движения появился новый остановочный пункт «Самусевщина». Обо всех изменениях на пригородных направлениях первой колонны Татьяна Карпович своевременно узнает у диспетчера. Поэтому в пути всегда уверенна и спокойна. Пассажиры это чувствуют и нередко подходят к водителю, чтобы выразить слова благодарности. Иногда она все же ловит на себе их недоверчивые взгляды – не все еще привыкли видеть за рулем пригородного автобуса представительницу прекрасного пола.
В любых ситуациях – будь то сдувшееся в дороге колесо или необходимость оказать пассажиру первую медицинскую помощь – Татьяна не теряет самообладания. Выезжая на линию, она всегда в первую очередь думает о комфорте и безопасности своих пассажиров. Единственное, на что сетует, выезжая за город, – отсутствие у пешеходов светоотражающих элементов. Видимость на дорогах там значительно ниже, чем в освещенном мегаполисе. В темное время суток человека в черной одежде на дороге можно заметить только с 20 метров. В то время как светоотражающие элементы и одежда позволяют это сделать уже с расстояния в 150 метров. Эта мера помогла бы не только обеспечить безопасность пешеходов, но и предотвратить аварийные ситуации. «По этой же причине в кабине автобуса я всегда вожу сигнальный жилет. В пути может всякое случиться. А находиться на оживленной трассе без яркой одежды водителю в соответствии с требованиями рабочей инструкции запрещено», – говорит Татьяна Карпович.
Главным фактором успешной работы Татьяна Карпович считает любовь к профессии. А еще – позитивное отношение к делу. Ее лучезарный взгляд и заразительная улыбка обезоруживают не только пассажиров, но и всех мужчин в коллективе. И это, несомненно, помогает ей легче преодолевать все трудности водительских будней.
Ольга ДУБОВИК, фото автора