Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Восемьдесят лет – в «Минсктрансе»

Семья Шпаковских-­Другаль насчитывает 80 лет общего трудового стажа. Несмотря на то, что представители трех поколений этой династии работали и работают в разных филиалах «Минсктранса» и по различным специальностям, их объединяют любовь к делу и преданность предприятию.

Не теряя корней

Зачинатель трудовой династии Казимир Шпаковский родился в 1935‑м в небольшой деревне Дубоши Воложинского района. Первые годы жизни были безоблачными. Рос, как сотни таких же мальчишек и девчонок. Помогал маме и отцу по хозяйству, играл со сверстниками, готовился к школе, мечтал стать октяб­ренком, пионером. Забыть надолго о планах заставила вой­на. Чтобы обезопасить семью, Шпаковские перебрались на соседний хутор к родственникам. Как вспоминает Казимир Петрович, в этих местах крупных боев не было, но лишения вой­ны настигли и там. В окрестностях появлялись немцы, забирали продукты. Было очень голодно, но и в таких условиях жители старались отдать последние крохи партизанам, чтобы приблизить победу.

В первый класс Казимир Шпаковский пошел, уже когда окончилась вой­на. А после седьмого парня призвали в армию. Служил три года в Калининграде. Уволившись в запас в 1955‑м, на моторно-­тракторной станции окончил курсы трактористов. Страна восстанавливалась из руин, везде требовались рабочие руки. Так что мысли о том, чтобы поступить в университет, у молодого человека не возникало – некогда было. Трудился в колхозе.

Через некоторое время женился, родились дети. Чтобы получать деньги, а не трудодни, стал почтальоном.

– Потом появилось новое веяние: молодежь из деревень устремилась в города. Многие уезжали в столицу. Так поступили и мои товарищи. Обосновавшись, позвали в Минск и меня. В те годы в технике не было столько электроники, механизмы трактора и городского транспорта во многом были схожи. Подумав, решился и стал трудиться слесарем по ремонту автомобилей в третьем автобусном парке, – делится Казимир Петрович. – Последним рейсом уезжал из дома, работал в ночь, а рано утром возвращался назад. По-другому не получалось: у нас было хозяйство, держали коров, кур, в общем, всякую живность. За ними нужно было ухаживать, кормить, да и в огороде дел всегда много.

Такой режим ему нравился. Все успевал: и по хозяйству, и семье время уделить. К тому же, филиал тогда был сравнительно новым – открылся в 1960 году. Специализировался на пригородных перевозках. Некоторое время обслуживал несколько городских и междугородных маршрутов.

На предприятии Казимир Шпаковский отработал 28 лет. Сейчас живет в своем доме в деревне. Каждые выходные встречает дорогих гостей – дочку и внучку, которые, как и он, трудятся в «Минсктрансе».

На работу к отцу

Светлана Другаль, дочь Казимира Петровича, прошла путь от кассира до начальника сектора по расчету заработной платы пятого автобусного парка. А начинала, как и отец, в АП‑3.

– В детстве папа о своей работе говорил немного. Бывало, поделится каким‑­нибудь интересным случаем, но, маленькая, я не знала технические термины и не все понимала. Зато его ответственное отношение к делу, его преданность предприятию были мне видны без слов. Как и уважительное отношение коллег к отцу. Значит, думала я, на таком предприятии людей ценят. Поэтому после школы, в начале 1980‑х, устрои­лась в папин парк диспетчером, а через пару месяцев стала там техником по учету ГСМ, – рассказывает Светлана Казимировна.

Освоившись в новом деле, девушка решила продолжить образование: работала и училась на заочном отделении в столичном финансово-­экономическом техникуме, который окончила в 1991 году. Поначалу было сложно приноровиться к дополнительной нагрузке: лекции, подготовка к семинарам, но она справлялась. А когда теория начала перекликаться с практикой – тогда Светлана Другаль уже работала бухгалтером по заработной плате, – стало намного проще.

После того как третий автобусный парк расформировали, она сначала перешла во второй транспортный, а в 2022‑м – в АП‑5. По ее словам, немного переживала. Ведь в каждом филиале был уже сложившийся, сплоченный коллектив, и всем, кто оказывался там в роли новичков, приходилось начинать почти с нуля: знакомиться с коллегами, осваиваться на новом месте. Однако ее везде встречали радушно, так что волнения оказались напрасными.

– Теперь я точно знаю, что во всех филиалах нашего предприятия работают замечательные, отзывчивые люди. А такое возможно, если только на самом предприятии так относятся к сотрудникам. Я безмерно рада, что сорок лет моей жизни связаны с «Минсктрансом», – говорит Светлана Другаль.

На благо «Минсктранса»

Дочь Светланы Другаль, Анастасия, мечтала стать следователем. Поступила в Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Но во время прак­тики поняла, что это не совсем ее. Правда, решила не оставлять юриспруденцию совсем, а просто поменять направление в обучении. И после окончания Академии пришла работать в «Минсктранс».

– На предприятии мне понравилось, ведь здесь большое поле деятельности для юриста. Нужно владеть и хозяйственным, и трудовым правом. Заключение договоров, разбор сложных ДТП – в этих и во многих других вопросах без юриста и без знания законов обойтись нельзя, – поясняет Анастасия Вячеславовна.

Чтобы оставаться в курсе последних изменений в законодательстве, Анастасия как ведущий юрисконсульт постоянно читает специализированную литературу, просматривает дополнения и изменения в кодексы. При этом не остается в стороне от общественной жизни. Три года была секретарем ПО ОО «БРСМ» предприятия. Участвовала во многих мероприятиях, в том числе в КВН, «Вераснёвых зорах». А так как из отпуска по уходу за ребенком молодая мама вышла в нынешнем году, у нее в планах наверстать упущенное и вместе с коллегами отправиться в интересные поездки, поучаствовать в различных соревнованиях и, конечно же, продолжать работать на благо «Минсктранса».

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото из личного архива династии