Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Спокойствие и выдержка

На электронную почту и горячую линию «Минсктранса» часто поступают благодарственные обращения в адрес работников предприятия. В этот раз благодарность адресована контролеру пассажирского транспорта контрольно-­ревизорской службы филиала «Минский автовокзал» Павлу Манько.

Вот что написал пассажир: «Хочу выразить благодарность контролеру Манько Павлу за его профессиональное и чуткое отношение к пассажирам. 1 декабря в девять часов вечера вместе с контролерами я зашел в транспортное средство… Павел с улыбкой на лице вежливо у каждого спросил билет, абсолютно всем сказал спасибо. Хотя до этого я был свидетелем сцены на остановке: пьяный пассажир нецензурно выражался, оскорблял контролеров и вел себя агрессивно. Контролеры передали нарушителя милиции, после чего зашли в транспорт. И после порции негатива и оскорблений у Павла не было ни капли злости. Он был искренне улыбчив и приветлив, человек действительно стойкий и выдержанный, юридически образованный… Прошу отметить его как специалиста, качественно выполняющего свои обязанности, нередко встречаю его с проверками на улицах Есенина и Космонавтов…».

В контрольно-­ревизорской службе филиала «Минский автовокзал» отметили: Павел Манько в числе лучших специалистов, грамотно ведет административный процесс, всегда вежлив и благожелателен, не повышает голоса, может расположить к себе пассажира.

Это обращение и стало поводом для нашей встречи с Павлом Манько, который рассказал, как он освоил эту профессию. Контролером пассажирского транспорта Павел Манько трудится с небольшим перерывом с 2019 года на полставки, в основном во вторую смену, так как весь день занят на основной работе – в сфере торговли. Но эту, вторую работу, считает для себя основной, отмечая главное преимущество своей профессии – общение с людьми. Здесь он получает опыт, учится решать непростые психологические задачи, которые постоянно возникают при контакте с пассажирами.

Павел Манько выработал собственный метод, в его основе – уважение, благожелательность и индивидуальный подход к пассажиру. Ведь у каждого человека своя история.

– До трудоустройства наблюдал, как работают контролеры, и мне иной раз не нравилось, что игра, образно говоря, идет в одни ворота: слова контролера пассажир не воспринимает. Самому захотелось грамотно и корректно доказать безбилетнику, что он не прав. Это был еще один повод прихода в «Минсктранс», – рассказывает Павел Манько. – У контролера непростая работа. Требует выдержки и коммуникативных навыков. У меня с этим проблем нет.

У его напарницы – Карины Кукушкиной, тоже неполный рабочий день, у них одинаковый график. Девушка учится в университете, в прошлом году трудилась в составе студенческого отряда и затем оформилась на полставки. Сложилась хорошая команда. Молодые люди всегда заходят в салон транспортного средства с приветствием, вежливо просят предъявить для проверки проездные документы, после чего обязательно благодарят. Главное в данной профессии – это спокойствие и выдержка. Отвечать грубостью на грубость – не вариант. Если вдруг назревает конфликтная ситуация, стараются сгладить, перевести разговор в иное русло, улыбнуться, пошутить. И это действительно работает: люди начинают вести себя иначе.

– Я родом из Осиповичей, это небольшой город, – рассказывает Павел. – Пользуясь общественным транспортом, наблюдаю, что практически все оплачивают проезд. И это «фишка» маленьких городков: стыдно, если сосед узнает, что тебя поймали контролеры, расскажет другим, и все будут тыкать пальцем. Это здорово мотивирует. В большом городе отнюдь не так – друг друга никто не знает, получается, что ни перед кем не стыдно. И здесь, я считаю, недоработка в информировании и воспитании пассажиров. Иной раз приходится на месте проводить «правовой ликбез», объясняя, что, не заплатив за проезд, человек совершает административное правонарушение, и это не шутки. Конечно, делать это надо очень корректно.

Несмотря на то, что в транспорте еще немало безбилетников, все же ответственных, добросовестных, законопослушных людей, всегда оплачивающих проезд, гораздо больше, считает Павел.

– Наш сектор – микрорайон Малиновка. Часто в транспорте видим знакомые лица, люди узнают, здороваются, приятно, – отмечает Павел.

В числе положительных моментов в своей работе Павел Манько называет возможность изучения столичной маршрутной сети. «Хоть я иногородний, но за это время так хорошо изучил Минск, маршруты «Минсктранса» и расписание, что могу помочь человеку добраться в любую точку города», – улыбается Павел, к которому пассажиры не раз обращались за помощью.

По его мнению, это очень хорошо, что он пришел в большой коллектив «Минсктранса», где востребованы его знания, навыки и способности.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора