Безотлагательное устранение технических неисправностей транспорта позволяет обеспечить его бесперебойную работу на линии и снижает риск дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим в филиале «Троллейбусный парк № 3» проходит месячник «На линию – без технических неисправностей», в рамках которого акцент делается на заявочные ремонты.
Любая неисправность транспортного средства на линии – повод для водителя при заезде подвижного состава в парк незамедлительно подать заявку на ремонт. Это входит в его профессиональные обязанности и предусмотрено пунктом 6.7 рабочей инструкции, в которой сказано, что он должен постоянно следить за техническим состоянием транспортного средства, его экипировкой и внешним видом, принимать необходимые меры по устранению недостатков. Заявочные ремонты в филиале выполняются ежедневно под контролем заместителя главного инженера – начальника мастерской Владимира Шаблинского: «Сюда поступают троллейбусы с различными неполадками, которые оперативно устраняются. При ремонте узлов, влияющих на безопасность дорожного движения, троллейбус проходит станцию диагностики и готов к дальнейшей работе на линии».
Для выполнения заявочных ремонтов в филиале посменно работают две бригады. В день подготовки материала в ремонтной мастерской трудились слесари по ремонту подвижного состава Михаил Деруго, Сергей Довнар, Игорь Соловьев и Виталий Кисель. Как отметил мастер бригады заявочного ремонта и участка ТО‑1 Владислав Стешик, они успешно справляются со всеми поставленными задачами. Сергей Довнар влился в бригаду год назад после окончания Минского колледжа технологий и машиностроения. Для него это хорошая стартовая площадка. Говорит, за короткое время многому научился. Операции на участке выполняются различной сложности, а их спектр весьма разнообразен. Мы понаблюдали за тем, как бригада устраняет течь сальника задней ступицы троллейбуса модели 321. Работа сложная, требует опыта и сноровки. Деталь расположена так, что для доступа к ней необходимо полностью демонтировать колеса. «Об этой поломке водитель мог догадаться по причине течи смазочных материалов. Это чревато поломкой троллейбуса и аварийной ситуацией на дороге», – говорит Сергей Довнар. Ступицу бригада демонтирует и передаст на агрегатный участок. Здесь ее отремонтируют, а заодно осмотрят весь узел в сборе. Поскольку его демонтаж – операция весьма трудоемкая, ее всегда стараются совместить с профилактическими работами.
Александр Шавлюк, Игорь Соловьев, Сергей Довнар, Михаил Деруго
Недавно влился в коллектив и Михаил Деруго, который прежде занимался сборкой и испытанием автомобилей на крупном столичном предприятии, а теперь с успехом трудится здесь: «Работа интересная, ведь каждый день приходится решать новые задачи. К примеру, сейчас на пост поступил троллейбус модели 333 с вибрацией ведущего моста. Тут же была установлена причина поломки – выход из строя сайлентблока реактивной тяги. Он выполняет важные функции – гасит удары и вибрацию во время движения. Если сайлентблоки выходят из строя, резко ухудшается управляемость транспортным средством. Возрастает нагрузка на элементы подвески и на шины, они начинают изнашиваться, что влияет на безопасность движения».
На третьем посту заявочного ремонта слесари-электрики Александр Шавлюк и Петр Сергиевич регулировали датчики положения токоприемников МАЗ‑203Т70. Устранить эту неисправность тоже важно своевременно. Малейшая разбалансировка датчиков не позволит водителю произвести постановку и съем токоприемников в автоматическом режиме.
Своевременный заявочный ремонт – ответственный этап в подготовке транспорта для работы на маршрутах. Вовремя устраненная мелкая неисправность помогает предотвратить серьезные поломки, продлить срок эксплуатации транспортного средства и обеспечить его безопасное передвижение.
Ольга ДУБОВИК, фото автора