Сформирована и приступила к занятиям группа по обучению профессии «водитель трамвая» с последующим трудоустройством. Об этом нам сообщили в отделе кадров филиала «Трамвайный парк».
В группе – девять курсантов, двое из них – иногородние. Обучение осуществляется за счет бюджетных средств по направлению Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, а также – служб занятости районов, на территории которых зарегистрированы иногородние курсанты. Будущие водители обучаются в Минском государственном колледже технологии машиностроения (бывший лицей № 3 машиностроения), где есть необходимая база, наглядный материал и высокопрофессиональные преподаватели. Курсанты получат знания по ПДД, устройству трамвая, культуре обслуживания и другим дисциплинам.
Подготовка водителей трамвая займет несколько месяцев. Изучив теорию, они приобретут навыки вождения, отъездив с инструкторами (без пассажиров) на линии по 50 часов. Затем им предстоит сдать экзамен в ГАИ и получить водительское удостоверение категории «F». После этого они будут трудоустроены в трамвайный парк и пройдут стажировку на маршрутах (200 часов с пассажирами) под руководством опытных наставников. Новые водители приступят к самостоятельной работе, сдав внутренний экзамен. Ориентировочно это произойдет к концу лета.
Прежде чем сформировать группу, отдел кадров совместно с отделом организации перевозок провели серьезную работу. Желающих приобрести профессию водителя трамвая было много, однако не все прошли отбор. В числе обязательных условий – возраст от 21 года и отсутствие ограничений по здоровью (прежде чем получить направление на обучение, предстояло пройти медкомиссию).
Как осуществлялся отбор? Перевозчики беседовали с каждым из кандидатов. «Мы настороженно относимся к людям, которые часто меняют места работы и нигде долго не задерживаются. Изучая трудовые книжки, отдавали предпочтение тем, у кого стабильная трудовая биография, – рассказывает начальник отдела организации перевозок Виктор Восколей. – У водителей сложная работа, сопряженная с ранними подъемами и поздними возвращениями домой. Управляя трамваем в условиях интенсивного движения, они отвечают за безопасность пассажиров. Об этом и о многом другом мы рассказывали на собеседовании. Подчеркивали, что обучение – длительное, оплачивается из государственной казны. Если кто‑то, отучившись, осознает, что такая работа ему не подходит, быстро уволиться не получится – придется отрабатывать или возмещать затраты. Поэтому очень важно, чтобы человек осознавал, куда идет, и был готов к сложностям. Прежде чем принять решение, мы рекомендовали кандидатам съездить на конечную станцию, побеседовать с водителями, узнать из первых уст о работе на линии и уже после этого определяться, хотят они обучаться или нет. Давали одобрение только в том случае, когда понимали: человек, взвесив все «за» и «против», решительно настроен приобрести новую профессию».
После того как группа завершит обучение, новым водителям помогут освоиться в коллективе и стать профессионалами. Сейчас в трамвайном парке имеется достаточное количество водителей, чтобы стабильно работать и обеспечивать маршрутную сеть необходимым количеством подвижного состава. Однако идет естественная текучесть кадров: кто‑то из опытных водителей уходит на заслуженный отдых, кто‑то не может больше трудиться по состоянию здоровья и другим причинам. Для того чтобы и в дальнейшем качественно обслуживать пассажиров, водительский состав необходимо обновлять.
Светлана НАРЕЙКО