Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

На линии – контролеры

Контролеры, осуществляющие контроль оплаты проезда, находятся на передовой сферы транспортного обслуживания, тесно контактируя с пассажирами. В контрольно-­ревизорской службе филиала «Минский автовокзал» отметили, что безбилетников в городе не убавилось и такое явление, как «неоплаченный проезд», по-прежнему распространено.

Это подтверждают цифры: за январь текущего года работниками контрольно-­ревизорской службы были оштрафованы 9 тысяч 112 человек (за тот же период 2023 года – 8 220 человек), за февраль – 9 тысяч 999 человек против 8 тысяч 9 человек. Деньги перечислены в бюджет. Каждый неоплаченный проезд в городском транспорте – это пробел в общем объеме выручки от реализации билетной продукции. Пассажиры, не оплачивая проезд, наносят ущерб предприятию: теряются деньги, которые могли быть направлены на совершенствование и улучшение качества транспортных услуг.

Сейчас в контрольно-­ревизорской службе 288 человек. В помощь штатным контролерам – студенческие отряды БРСМ, которые трудятся не только в летнем семестре, но и в течение года. К примеру, в феврале студенческий отряд состоял из 13 человек, с 3 апреля штат контролеров пополнился на 45 человек. Это студенты Белорусского государственного университета, Минского государственного экономического института, Университета права и социально-­информационных технологий и других. Работают ребята пока на полставки, так как учатся. Как отметила заместитель начальника контрольно-­ревизорской службы филиала Татьяна Некрасова, с обязанностями молодежь неплохо справляется, быстро обучается, все схватывая на лету. Летом студенты будут трудиться уже на полную ставку. В прошлом году в летний период группы были до 60 человек. Многие парни и девушки, которые не первый раз проводят летний семестр в коллективе контрольно-­ревизорской службы, сразу включаются в работу. Новички проходят стажировку с опытными контролерами и затем трудятся, не отставая от других.

Изо дня в день, получив наряд-­задание, контролеры выезжают на маршруты. Трудятся они посменно: людей в синих жилетах можно встретить в транспорте и рано утром, и поздно вечером, в любой день недели, в будни и выходные. К слову, в выходной день выходят около 40 человек в каждую смену. Маршруты контролеров выбираются так, чтобы по возможности был охвачен весь город. И в первую очередь проверки нужны на пересечении крупных транспортных артерий, где большой пассажиропоток.

Елена Давыдова – контролер со стабильно хорошими результатами работы, в профессии три года. Как рассказали в контрольно-­ревизорской службе, она грамотно ведет административный процесс и нареканий от пассажиров не бывает. Особого секрета здесь нет, отмечает Елена. Просто она уважает людей, которые пользуются общественным транспортом. Не с каждым пассажиром можно найти общий язык, тем более, если он едет в общественном транспорте без билета. Контролеру при любых обстоятельствах нужно вести себя корректно, сохранять выдержку и спокойствие. Елена считает, что улыбка и приветливое слово – верные спутники и обязательные дополнения трудового процесса. Пассажирам приятно, когда человек в синем жилете вежлив и доброжелателен.

– Ситуации бывают разные, – говорит Елена. – Студенты выдают себя за школьников. Школьники забывают взять с собой справку, дающую право на бесплатный проезд. Иногда безбилетниками становятся не по злому умыслу, а из-за рассеянности. Один оставил проездной в рабочей куртке или сумке, другой, погрузившись в свои мысли, забыл прокомпостировать талончик. Единственное, что контролеры могут сделать в такой ситуации – посочувствовать их забывчивости. Но штраф, естественно, придется заплатить. А как иначе?!

– Я постоянно выхожу на смену в выходные дни, – говорит контролер Ирина Кузнец. – Разницы нет никакой, разве что цель передвижения пассажиров не к местам работы, как в будние дни, а к магазинам, торговым центрам, объектам развлечений. И безбилетники встречаются как в будни, так и в выходные.

Своими наблюдениями поделилась Любовь Азаренок, обработчик информационно-­справочного материала контрольно-­ревизорской службы. Пять лет она трудилась контролером.

– Общаться с безбилетниками непросто, так или иначе испытываешь нервные перегрузки, – рассказывает Любовь Павловна. – К примеру, заходишь в транспортное средство, где есть пассажиры, не оплатившие проезд. Начинается суета: кто‑то показывает дважды, а то и трижды пробитый талон, кто‑то прикидывается незнайкой, якобы не знал, что надо платить, кто‑то ищет несуществующий билет. Некоторые показывают большие купюры, мол, мелочи нет, хотя к поездке пассажир должен готовиться заранее. Другие видят контролеров издалека, выглядывая в окна транспортного средства, и чаще всего покидают салон, предпочитая дождаться на остановке следующего автобуса или троллейбуса. Но, бывает, наблюдательность подводит: замечают людей в синих жилетах, когда они уже вошли в салон. Тогда «зайцы» стремглав, не разбирая дороги, несутся к выходу, толкая других пассажиров. Не всегда можно предвидеть развитие ситуации. Опыт приходит, когда долго работаешь на линии.

Как отметила заместитель начальника контрольно-­ревизорской службы Татьяна Некрасова, с сотрудниками КРС постоянно проводится работа, есть штатный психолог, который учит, как вести себя с пассажирами, в том числе и агрессивно настроенными, как отражать выпады, проявляя при этом тактичность и вместе с тем настойчивость.

Наверное, труд контролера общественного транспорта будет востребован очень долго. Так в чем же дело? Скорее всего, в отсутствии элементарной сознательности у определенной категории пассажиров, которые не могут понять, что не оплачивать поездку – не лучший способ экономии.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора