Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

«С собой носили дозиметры»

26 апреля 1986 года стало горестной датой в истории страны. Пожарищу Чернобыля противостояли стойкость, мужество и самоотверженность людей. В каждом коллективе есть труженики, в свое время принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. На нашем предприятии сегодня трудятся 69 ликвидаторов. В их числе – водитель троллейбуса филиала «Транспортный парк № 2» Евгений Ворочков.

После армии в далеком 1978 году он приехал в Минск и по примеру старшего брата Александра, который тогда трудился во втором депо, решил стать водителем троллейбуса. Окончив курсы водителей в ТТУ, устроился во второе депо (сейчас – второй транспортный парк). Это – его первое и единственное место работы вот уже 45 лет. Здесь же, на предприятии, он встретил свою будущую жену Валентину: учились в одной группе. Чтобы куда‑то перейти – даже мысли не возникало. Объясняет такое постоянство просто: «В парке замечательный коллектив. Как одна большая семья. Мы с Валей продолжаем трудиться в ТП‑2. Правда, жена ушла из любимой профессии. И случилось это в 1988 году, когда меня забрали на сборы. Нужно было воспитывать детей: сынишка тогда был в начальной школе, а дочка в садике».

Вот так Чернобыль внес коррективы в жизнь этих людей. Полгода Евгений Александрович находился вдали от семьи. Масштабы трагедии были настолько велики, что последствия Чернобыльской аварии ликвидировали годы, и первые из них оказались самыми тяжелыми и напряженными. Усилий по ликвидации последствий было приложено очень много, в 1988 году, когда Евгения Ворочкова призвали на сборы, ликвидаторы выполняли большой комплекс мероприятий.

– Нашу роту привезли в Ветковский район, – вспоминает Евгений Алек­сандрович. – Мы жили в пустующей школе, где когда‑то учились ребятишки. Обрабатывали здания и сооружения в деревнях. Проводили дезактивацию, специальными средствами смывали крыши, лопатами срезали верхний грунт. Зараженную землю сгружали в самосвалы и вывозили. Всегда с собой носили дозиметры, практически повсюду была радиация – где‑то больше, где‑то меньше. Туда, где был высокий фон, людей не пускали. Затем нас перекинули в Буда-­Кошелевский район, в деревню Липа, поселили в здании бывшего интерната. Здесь тоже обрабатывали кровли, устанавливали новые заборы. В этом месте разрешали жить людям, ведь многие не хотели уезжать с родины. Потом перебазировались в Хойникский район, и в составе полка гражданской обороны работали в зоне отселения, возводили ограждения заповедника.

В январе 1988 года было принято решение на территории зоны отчуждения создать Полесский государственный экологический заповедник. Образован он был с целью осуществления комплекса мероприятий по предотвращению выноса радионуклидов за пределы его территории, изучения состояния природных растительных комплексов, животного мира, ведения радиационно-­экологического мониторинга, проведения радиобиологических исследований.

– Выполняли все, что требовалось, – рассказывает мужчина. – Валили деревья, высекали столбы для ограждений, обрабатывали их смолой, чтоб не гнили. Работали и ломами, и лопатами, и топорами. Наш участок проходил по болотам, которые и зимой не замерзают. Копали ямы, устанавливали столбы, натягивали колючую проволоку…

В общей сложности в чернобыльской зоне он провел 183 суток. Домой вернулся весной – как раз 8 марта. Как сказала жена Валентина, для нее это был самый большой подарок. Евгений Александрович с радостью сель за руль троллейбуса, даже отпуск не захотел брать. Семь лет он был водителем-­наставником, начинающим водителям передавал свой богатый опыт. Сейчас Евгений Ворочков обслуживает маршрут № 15 «ДС «Дражня» – ДС «Лошица‑2», трудится по разрывному графику.

У Евгения Александровича уже давно есть первый водительский класс и знаки «За работу без аварий» всех степеней, грамот и благодарностей – не счесть, его портрет неоднократно был занесен на Доску почета филиала, также присвоено звание «Лучший по профессии», а в 2021 году он награжден нагрудным знаком «Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс». Так отмечают лучших водителей, которые каждодневной работой на линии подтверждают свой профессионализм.

Евгений Ворочков не только хороший работник, но и прекрасный семьянин. С женой Валентиной воспитали сына и дочь, Евгений Александрович уже дважды дедушка, а это ко многому обязывает. Нужно быть для внуков примером, прививать ценные качества, в том числе упорство и трудолюбие, любовь к родной земле.

Без усилий и смелости людей, которые ликвидировали последствия аварии, человеческих потерь и экологических проблем от взрыва на ЧАЭС могло быть гораздо больше. День 26 апреля для всех нас стал днем памяти – такое не должно повториться!

Ольга БОТЯНОВСКАЯ, фото автора и из архива Евгения Ворочкова