2 июня состоялся конкурс профессионального мастерства водителей трамваев государственного предприятия «Минсктранс».
Открывая мероприятие, к участникам обратился заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик, являющийся председателем конкурсного оргкомитета. «Сегодня вам представится уникальная возможность продемонстрировать свои умения, посмотреть, как справляются с заданиями ваши коллеги, и обменяться опытом», – сказал он.
К приветственным словам присоединились заместитель генерального директора Ирина Дановская и директор филиала «Трамвайный парк» Николай Гапанович. Они пожелали водителям удачных стартов, заслуженных побед и выразили уверенность, что конкурс позволит проявить лучшие профессиональные качества и будет способствовать сплочению трудового коллектива. В свою очередь председатель Объединенной профсоюзной организации «Минсктранса» Юрий Марченко напомнил, что по традиции водителю трамвая, который по итогам соревнований займет первое место, в сентябре выпадет почетная миссия представить предприятие на общегородском конкурсе «Минский мастер».
В этом году в стартах участвовало 12 человек: по 6 из каждой колонны. Все водители – ответственные и добросовестные, работающие с высокой степенью самоотдачи. Наряду с опытными конкурсантами в обеих командах было много дебютантов, которые решили попробовать свои силы в борьбе за право называться лучшим водителем трамвая. Еще одна особенность – на этот раз в конкурсе, традиционно считающимся женским, активно участвовали представители сильного пола. Порадовало и то, что на предложение поучаствовать в конкурсе с энтузиазмом откликнулись «витебские» водители Павел Сергеев и Александр Агейник, которые устроились в трамвайный парк в начале года. В ходе конкурсных испытаний они держались уверенно и производили впечатление работников, которые, освоившись в коллективе, стали своими.
У каждой из команд были внушительные группы поддержки. За участников болели их коллеги и друзья. Один из конкурсантов – Станислав Некрасов – пришел на мероприятие с сыном Никитой. Мальчику очень понравился и сам конкурс, и благожелательная атмосфера мероприятия, и коллектив, в котором работает его папа.
Нынешний конкурс профмастерства привлек внимание сторонних зрителей: за ходом заездов с интересом наблюдали дети из расположенных неподалеку от парка общежитий и их родители, а также блогеры, отслеживающие события в жизни городского общественного транспорта.
Первым этапом у конкурсантов стала проверка знаний Правил дорожного движения (ПДД). В этом году организаторы ввели новшество: добавили вопросы по правилам технической эксплуатации трамвая (ПТЭ). Объяснили это тем, что пришло время усложнить этап. Как известно, ПДД можно заучить и «натренироваться», используя специальную программу. А вот с ПТЭ так не получится – чтобы правильно ответить на вопросы, нужно задействовать «багаж» знаний, которые водители ежедневно применяют в работе на линии.
Практически все конкурсанты достойно справились с заданиями, подтвердив профессионализм. Лучший результат – у победительницы прошлогоднего конкурса Ольги Кучер, которая дважды удостаивалась звания «Минский мастер»: 19 правильных ответов за 172,1 сек. Второе место – у Юлии Цихун (19 правильных ответов за 183,2 сек). Третье – у Александра Агейника (18 ответов 163,2 сек). Также хорошие результаты показали Алевтина Шахтарина (17 ответов за 166,9 сек) и Станислав Некрасов (17 ответов за 351,2 сек).
По мнению некоторых участников, теоретическая проверка знаний – самый стрессовый этап, который требует максимальной собранности, умения «включить» память и мышление. Несомненно, в этом году волнений добавилось, однако ни ПДД, ни вопросы технической эксплуатации не поставили конкурсантов в тупик. Это говорит о том, что у водителей высокий уровень теоретической подготовки, знания актуализируются своевременно.
Приемка трамвая перед выездом на линию всегда проходит динамично. По сути водители выполняют привычную работу: осматривают кабину и пассажирский салон на предмет технеисправностей и нарушений экипировки. Однако было бы ошибкой считать этот этап легким: организаторы «заготавливают» длинный перечень из разряда «так быть не должно». Чем больше позиций обнаружит конкурсант после того, как включен секундомер, тем лучше. Опытные участники говорят: здесь очень важно сохранять последовательность действий и, как это ни парадоксально звучит, не торопиться, поскольку в спешке можно «проглядеть» очевидные вещи. Например, отсутствие визитной карточки на дверце, отделяющей кабину от салона. Как ни странно, именно это нарушение не заметили многие конкурсанты.
Лучший результат на этом этапе показала водитель Марина Зенько, впервые участвовавшая в конкурсе. Ей удалось обнаружить 8 неисправностей за 96 сек. На втором месте – Алексей Луговцов (8 неисправностей за 139,6 сек). Третий результат – у Ольги Кучер (8 неисправностей за 141,4 сек.). Качественно осуществили приемку Юлия Цихун (9 неисправностей за 316 сек.), Людмила Драчан (9 неисправностей за 323,4 сек.) и другие.
Апогеем конкурса считается соревнование по вождению трамвая. Участники проезжают на скорость участок рельсового пути, выполняя такие элементы, как «остановка», «перевод стрелки», «тоннельные ворота», «стоп-линия». Поскольку за ошибки начисляются штрафные баллы, все заинтересованы выполнить действия правильно и проехать максимально быстро. Конечно же, так получается не у всех. Многим мешает волнение, совладать с ним – не так просто.
Уже сама жеребьевка на этом этапе принесла «сюрпризы». Первым номером ехала молодой водитель Александра Подобед, которая показала лучший результат по вождению в прошлом году и уверенно заявила о себе в этом. Вторым номером стартовала Ольга Кучер. Она преодолела дистанцию быстрее, однако заработала 40 штрафных очков на «тоннельных воротах». Стало очевидно, что у первых двух участников – высокие результаты, обойти будет трудно. Возможно, у кого‑то из конкурсантов опустились руки, но, несомненно, были и те, кто, собрав волю в кулак, попытался проехать лучше и быстрее.
В результате Александра Подобед удержала первое место. Второе досталось Екатерине Барткевич, третье – Ольге Кучер. Хорошие результаты в вождении показали Павел Сергеев, Станислав Некрасов и другие.
Как правило, на данном этапе уже становится очевидно, кому достанутся призовые места по итогам конкурса. Однако не в этот раз: одни участники лидировали в ПДД, но отставали в вождении, другие хорошо показали себя на приемке трамвая, но опустились в турнирной таблице по результатам остальных испытаний. Всем было понятно, что в тройку лидеров вновь войдет Ольга Кучер, а вот кто составит ей компанию – можно было только предполагать. Итоговых результатов ждали с нетерпением, но о них расскажем чуть ниже.
Следующим этапом стала сцепка-буксировка трамвайных вагонов. Это командный конкурс, в котором не последнюю роль играет слаженность действий участников. Водители, осуществляющие сцепку-буксировку, предварительно тренируются и оттачивают навыки, чтобы на соревновании все выполнить безошибочно и быстро. Первую колонну представляли Александра Подобед и Станислав Некрасов, вторую – Екатерина Барткевич и Александр Агейник. Решением судей победителями были признаны водители колонны № 2.
Как и в прошлом году, завершающим этапом стал спринт, где водителям предлагалось на скорость проехать трассу, перевесив с одной стойки на другую кольцо, попасть в мишень, а затем, двигаясь задним ходом, сбить планку, не задев расставленные на рельсах кегли. Только если в прошлом году в спринте участвовало 6 водителей, показавших лучшие результаты в вождении, то на этот раз предложили соревноваться всем.
Заезды были короткими, но весьма зрелищными. Все старались безупречно выполнить элементы и обойти соперников. Сильнейшей в спринте стала Александра Подобед.
Подведение итогов прошло в торжественной обстановке. В учебном классе собрались участники, судьи, зрители, представители администрации предприятия и Объединенной профсоюзной организации. Награждая победителей, Виктор Тозик сказал, что конкурс оставил самые приятные впечатления, поскольку, несмотря на соперничество, прошел в теплой и дружеской обстановке. Участники показали свои сильные стороны, проявили командный дух и целеустремленность, а зрители на протяжении всего дня проявляли неподдельный интерес к происходящему и подбадривали конкурсантов.
Первое место по результатам конкурса заняла победитель прошлого года Ольга Кучер, ей же досталась награда за отличное знание ПДД и ПТЭ. Второе место – у Юлии Цихун. На третью ступеньку пьедестала почета взошел «витебский» водитель Александр Агейник.
Заслуженные награды за победу в номинациях «Вождение трамвая» и «Спринт» получила Александра Подобед. Были отмечены и победители других этапов: Марина Зенько («Приемка трамвая перед выездом на линию»), Екатерина Барткевич и Александр Агейник («Сцепка-буксировка»). Кроме того, всем участникам вручили подарки от Объединенной профсоюзной организации «Минсктранса». В командном зачете сменился лидер. На этот раз по результатам конкурса первое место завоевала колонна № 2 (начальник – Анна Швед), коллектив будет хранить у себя переходящий кубок.
От души поздравляем победителей. На их примере мы видим: трудолюбие и целеустремленность помогают достигать самых высоких результатов. Отличительная особенность профессионалов в том, что они постоянно совершенствуют свои умения, не останавливаются на достигнутом и заслуженными победами повышают престиж профессии.
Светлана НАРЕЙКО, фото автора