Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Легендарный МТБ-82Д

70 лет назад, 19 сентября 1952 года, в Минс­ке торжественно открылась первая троллейбусная линия. На маршрут № 1 «Круглая площадь – Вокзал» вышли пять троллейбусов модели МТБ‑82Д. Об этом значимом для города историческом событии рассказывает специалист Музея городского пассажирского транспорта государственного предприятия «Минсктранс» Илья Валаханович.

– Как известно, пуск троллейбуса был намечен на День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков – 3 июля. Однако в силу ряда причин сроки сместились. Кстати, троллейбусное движение в Минске решили открыть из-за того, что в городе наблюдался якобы большой трафик автомобильного движения, который оказывал негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов. Это замечали и жители Минска, и городские власти, особенно осенью, когда опадала листва. В результате Минску понадобился троллейбус – один из видов экологичного транспорта.

19 сентября в городе царило ликование, на остановочных пунктах собиралось множество людей, которые хотели прокатиться на новом виде транспорта. В честь праздника всех желающих катали бесплатно. Интересный факт: первому водителю троллейбуса Алексею Соколову в конце рейса торжественно вручили ордер на новую квартиру. А вообще первая группа водителей троллейбуса, которых для подготовки тщательно отбирали по всей Беларуси, состояла из 17 человек. Обучались они на курсах в Ленинграде.

Сам МТБ‑82Д – достаточно интересный троллейбус. Интересно даже его название. Аббревиатура МТБ расшифровывается как «московский троллейбус». Число 82 – номер расположенного в городе Тушино под Москвой завода авиационной промышленности, который являлся секретным предприятием. Буква «Д» – номер модели. Она появилась со временем и означала разновидность алюминиевого сплава «дюраль», из которого был изготовлен кузов МТБ‑82Д. Первый же вариант машины выпускался под маркой «А». Эта модификация – со стальным кузовом, тяжелая в управлении. Поскольку троллейбусы производились для всего СССР, то со временем тушинский завод перестал справляться с нагрузками, и производство перенесли на завод имени Урицкого в город Энгельс Саратовской области. В Минск троллейбусы МТБ начали поступать уже из Энгельса.

Наверное, не все знают, что внешний облик МТБ‑82Д на самом деле совсем не такой, каким мы привыкли его видеть сегодня. Курсировавшие в 1952 году по городским улицам машины были выполнены в сине-желтой расцветке: желтый – верх, синий – низ.

Еще МТБ знаменит тем, что является первым в мире троллейбусом, где использовалась система многих единиц. На безрельсовом транспорте эту систему удалось применить киевскому инженеру Владимиру Векличу, соединившему два троллейбуса МТБ‑82Д в «поезд». Работы по созданию такого состава начались в связи с нехваткой водителей и невозможностью из-за большого пассажиропотока качественно обслуживать маршруты (полная загрузка МТБ‑82Д составляла 86 человек). Например, в часы пик в Киеве интервал движения составлял 30–40 секунд. Решить проблему и помогло использование состава с управлением по системе многих единиц. Первые испытания состоялись в Киеве на троллейбусном маршруте № 6. Впоследствии «поезда» МТБ получили широкое распространение. Позже система Веклича была усовершенствована таким образом, что позволяла быстро, за пять-шесть минут, расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель «поезда» продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним «поез­да» пересаживался во второй. Освободившийся «поезд» оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра.

Примечателен факт, что Минск стал первым городом в СССР, где была введена талонная система. Изначально в каждом троллейбусе работал кондуктор. Именно поэтому в салон входили только через заднюю дверь. Сначала стоимость билета зависела от количества остановок, которые проезжал пассажир. Потом ввели единый билет, за который при входе нужно было заплатить кондуктору два пятиалтынных и гривенник (две 15-копеечные и одну 10-копеечную монету). Но в июне 1960 года было решено, что уровень сознательности минчан достаточно высок, что все являются добропорядочными пассажирами, и в результате в салонах троллейбусов установили так называемые кассы-копилки. Пассажиры опускали монеты внутрь кассы, после чего отрывали билет от длинной ленты самостоятельно. После денежной реформы 1961 года проезд в троллейбусе стоил четыре копейки вместо 40.

В 1957-м году МТБ обслуживали два маршрута «Об­серва­тория – Вокзал» и «Парк «Челюскинцев» – Аэро­порт». В час пик троллейбусы курсировали в направлении «Вокзал – Круглая площадь». А в 1961 году в Минске насчитывалось уже шесть маршрутов. Соответственно в городе росло и количество МТБ‑82Д. Эпоха этих троллейбусов завершилась в начале 70-х годов.

Но самый первый минский троллейбус, являющийся в настоящее время музейным экспонатом, не только уцелел, но и до сих находится в хорошей технической форме. Он был выпущен в 1952 году под заводским номером 49, а в Минске работал под номером 01. 7 июля 1972 года «ветеран» покинул линию, а через год был установлен на постамент. Правда, окраска машины не соответствует букве истории: в начале 2000-х его перекрасили в красно-белый цвет. К слову, он участвовал в параде троллейбусов и снимался в кино: его борта и салон можно увидеть в фильме «Стиляги».

Со временем в Минске стали появляться другие модели троллейбусов: СВАРЗ, ЗиУ‑5, ЗиУ‑9. А затем завод Белкоммунмаш приступил к производству первых белорусских троллейбусов. Для начала это были троллейбусы модели АКСМ‑101, затем – АКСМ‑201 и АКСМ‑213.

Остается добавить, что в настоящее время Республика Беларусь – одна из немногих стран, где троллейбусное движение продолжает активно действовать.

Подготовила Елена ИОСУБ, фото из архива Музея городского пассажирского транспорта «Минсктранса»