Весной этого года трамвайный парк сформировал и направил на обучение в УО «Минский государственный колледж технологии машиностроения» группу водителей из 9 человек. В период с апреля по июль курсанты изучили теорию, приобрели навыки практического вождения на учебной езде (50 часов без пассажиров), затем сдали экзамен в ГАИ и, получив удостоверение категории «F», приняты на работу в филиал. Сейчас они проходят стажировку на линии под руководством опытных наставников.
В отделе организации перевозок трамвайного парка отмечают: в нынешней группе подобрались способные и весьма мотивированные курсанты. Все хотят побыстрее освоить профессию, адаптироваться в коллективе и трудиться с полной самоотдачей. Им в этом всячески помогают.
На ДС «Озеро» мы побеседовали с водителем трамвая Еленой Мехович и ее стажером Андреем Дроздом. Она была его инструктором и на учебной езде, с ее подачи Андрей овладел навыками вождения, научился чувствовать трамвай, его габариты, проезжать повороты и стрелки. Наставник и стажер прекрасно сработались. Когда 50 часов, отведенные на учебную езду, остались позади, то Андрей Дрозд поспешил договориться, что придет к Елене Мехович и на пассажирскую езду.
Елена Тадеушевна стажирует новичков не первый год, подготовила более 10 водителей, многие из них продолжают работать в трамвайном парке, показывают высокие результаты. По мнению наставника, передавать опыт и делиться профессиональными секретами – очень интересное занятие. Однако информацию новому водителю нужно преподносить правильно, выделять главное и не перегружать деталями.
– Очень важно, чтобы стажер доверял мне, слушал, что я ему говорю, и безоговорочно выполнял мои указания, – подчеркивает Елена Мехович. – С первых смен едва ли все получится. Многих не на шутку пугает вынос трамвая в кривых, кажется еще чуть-чуть – и вагон сойдет с рельсов. На самом деле этого бояться не нужно. Главное – ехать плавно, без рывков, не разгоняться.
На пассажирской езде у Елены Тадеушевны стажеры всю смену сами управляют трамваем, она находится рядом и подсказывает, как подъехать к остановочному пункту, как войти в поворот, когда лучше набрать скорость, чтобы успеть на светофор. Чем больше новичок отъездит километров, тем быстрее привыкнет к дорожной обстановке, научится выбирать оптимальный скоростной режим и освоит сложные участки маршрутной сети.
– Я заинтересована, чтобы мои стажеры были лучшими, поэтому стараюсь дать им больше знаний. Готовлю к работе на линии основательно и не боюсь за них, когда они отправляются в «свободное плавание», – говорит Елена Мехович.
Андрей Дрозд рассказал нам о том, что его привело в профессию. До недавних пор он трудился в строительстве. Для того чтобы сменить сферу деятельности, обратился в государственную службу занятости. Ему порекомендовали обучиться на водителя, предложили на выбор троллейбус или трамвай. Рельсовый вид транспорта показался ему более интересным.
Учиться на курсах было легко, так как попались хорошие преподаватели. В период стажировки получил много ценных знаний и навыков. «Я изучил все маршруты, особенно те, которые скоро буду обслуживать самостоятельно, разобрался с режимами работы светофоров, понял, как проявляют себя неисправности и на что нужно обращать внимание в первую очередь», – рассказывает Андрей Дрозд.
Еще несколько дней – и его стажировка завершится. Елена Мехович не сомневается, что ее ученик справится с работой, скоро станет профессионалом. Еще некоторое время она будет держать его «под крылом». В трамвайном парке так заведено: все опытные работники помогают молодым водителям, радуются их успехам и стараются оградить от неудач.
Светлана НАРЕЙКО, фото автора