На нашем предприятии трудится немало мотивированных, образованных и активных молодых людей. Не так давно в их ряды влился Илья Валаханович. Выпускник исторического факультета БГУ работает сотрудником Музея городского пассажирского транспорта. С ним встретилась корреспондент «ТС».
– Почему вы решили поступить именно на исторический факультет?
– Я люблю читать. Особенно на военно-историческую тему. Старался изучать гораздо больше, чем включала школьная программа. Учитель заметил мою заинтересованность. В старших классах участвовал в научно-практических конференциях. Во время подготовки одной из них провел серьезную исследовательскую работу по поиску материала о Ржевско-Сычевской стратегической наступательной операции. Мой прадед также был участником Великой Отечественной войны. Этот период мне особенно интересен, как и весь 20 век в целом.
После окончания столичной средней школы № 7 я точно знал, кем быть. Поступил на кафедру «этнология, музеология и история искусств» по специальности «музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Исторический факультет – это, прежде всего, прекрасное гуманитарное образование. Здесь меня научили понимать историю моей страны, помогли определить собственное место в жизни, развить способность к аналитическому мышлению. Это образование носит фундаментальный характер. Многие заблуждаются, если считают, что все студенческие годы на истфаке придется корпеть за учебниками и конспектами. Учебный процесс здесь часто совмещается с экспедиционной деятельностью. В одну из них я отправился уже после первого курса.
– Вы стали участником масштабной археологической экспедиции в Солигорском районе Минской области неподалеку от деревни Ясковичи. Что дал вам этот опыт?
– Мы изучали поселение III–V веков нашей эры. Жили в палатках. Археологические находки подтвердили гипотезу ученых о происхождении современных славянских народов с юга Беларуси. Открыт уникальный памятник в Ясковичах был случайно в 2017 году – копатель с помощью металлоискателя наткнулся на несколько предметов старины. В институте истории НАН Беларуси определили, что это бронзовые лунницы и фибулы – застежки для верхней одежды, характерные в том числе для культуры славян. На место отправили экспедицию с истфака БГУ, в число которой вошел я. Находки доказали, что колыбелью современных славянских народов могло стать Полесье. Так, будучи первокурсником, я оказался причастен к этому интересному историческому исследованию.
– Поделитесь впечатлениями от первой, проведенной вами, экскурсии в Музее городского пассажирского транспорта?
– В работу окунулся буквально с первых дней. Поначалу перенимал опыт у заведующего музеем Мерине Петросян, слушал ее экскурсии, внимательно изучал информацию об экспонатах, искал интересные факты, вникал в тонкости работы с посетителями. А 1 сентября 2022 года мне доверили самостоятельно провести первую экскурсию. Сначала была небольшая скованность, неуверенность, но она быстро рассеялась. Дети – очень любознательная, благодарная публика. И, вместе с тем, довольно сложная. Я люблю с ними работать. Первый опыт общения получил еще во время практики в школе, когда вел уроки истории. Бывает, иногда рассказываешь эмоционально, ярко, а кто-нибудь задаст вопрос, который просто выбивает из седла. Экскурсовод должен уметь выходить из разных ситуаций и быть уверенным в той информации, которую подает. При составлении экскурсий в каждом разделе экспозиции стараюсь выделить какой-то яркий факт. Как правило, дети запоминают фрагментарно. И очень любят интерактив.
Наш музей предоставляет уникальную возможность узнать все и сразу о городском пассажирском транспорте, его прошлом и настоящем. Здесь можно почувствовать себя и водителем, и пассажиром минувшего века. Большой интерес у многих вызывает коллекция автомобилей, мотоциклов и велосипедов. На них можно посидеть, сделать селфи, даже заглянуть под капот. Глядя на них, я даже начал мечтать о личной коллекции аутентичных редких авто.
Мы часто ведем экскурсии вместе с Мерине Петросян, делим ее на две части, что добавляет динамики. По субботам их проходит не менее пяти. В будние дни меньше организованных групп, зато больше туристов, делегаций.
– Встречать делегации – ответственная миссия. Справляетесь?
– Пока опыта не так много. Но за это время мне довелось встречать посетителей из Польши, Литвы, Латвии, из США. Запомнились делегации транспортников из Омска, Ярославля. Для них отдельно рассказываю еще и о продукции лыжероллеров. Есть отдельные стенды. Музей городского пассажирского транспорта – уникальное явление в культурной и транспортной жизни столицы. С ноября 2018 года его посетили более пяти тысяч человек. Я получаю большую отдачу от этой работы. Представьте, как это для молодого человека, который только институт окончил! Вдруг аплодируют как артисту, жмут руку – это, конечно, апофеоз всего!
– За полгода работы в музее у вас появились авторские экскурсии?
– Ни одна из них не может идти по шаблону. На сбор информации уходит много времени, перелопачиваю горы литературы, конспектирую, ищу необычные факты. Вот пример: многих удивляет тот факт, что в Беларуси трамвай появился раньше, чем в России. Всегда дольше задерживаются люди возле макета автовокзала «Московский», когда я рассказываю историю его сноса. С интересом заглядывают в наш кинотеатр «Эден», созданный по образцу первого в Минске электротеатра.
Самое главное во время экскурсии – чувствовать аудиторию. Должен быть эмоциональный отклик. В моей профессии многое: и ораторское мастерство, и умение работать с публикой, и мастерство подачи информации, – приобретается с годами.
– Какие ваши любимые экспонаты, зоны музея?
– Например, стенд про историю билетной продукции. В его оформлени я принимал непосредственное участие. Здесь и коллекция талонов и проездных, и кассы-копилки, и компостеры. Каждый экспонат уникален. Фонды постоянно пополняются. Люди часто приносят вещи в дар. А потом бывает так, что во время экскурсий слышишь, как дед говорит внуку: «Вот этот значок когда-то украшал мой пиджак». Мне нравится работать с частными коллекционерами. Буквально час назад позвонил один из них и предложил разместить технику, дорожные знаки, старые светофоры. Мы активно сотрудничаем с другими столичными музеями. Недавно передали несколько вещей для временного экспонирования в Музей истории Минска.
Я принял участие в проектах музея, бесценный опыт приобрел во время выездной экскурсии в День города, когда в парке имени М. Павлова был представлен первый минский троллейбус. Много положительных отзывов получили после новогоднего квеста по праздничным локациям столицы, среди которых был Музей городского пассажирского транспорта. С 25 декабря по 7 января в рамках мероприятия его посетили более полусотни человек.
Музей не может быть просто хранилищем экспонатов. Мы должны взаимодействовать с публикой с помощью акций, мероприятий. Я люблю свою работу. Для меня Музей городского пассажирского транспорта – место уникальных возможностей, реализации и поиска.
Беседовала Ольга ДУБОВИК, фото автора