Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Как это было

15 ноября филиал «Троллейбусный парк № 5» отметил 35 лет со дня основания. Его открытие сыграло ключевую роль в организации транспортного обслуживания жителей не только восточной окраины города, но и всего Минска. Современный и самый большой, с проектной мощностью триста машин. В республике, да и во всем Советском Союзе, ему не было равных. О том, как начиналась история филиала, вспоминает его старейший работник Николай Шейман. По сей день обладатель многочисленных благодарностей, Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс» трудится здесь водителем троллейбуса на маневровых работах.

В конце 80‑х годов население Минска составляло более полутора миллионов человек. Окрестные деревни становились столичными территориями. Налаживалось транспортное сообщение. Деревня Дражня стала микрорайоном в 1959 году и с каждым десятилетием все больше превращалась в индустриальную зону. Развивались такие промышленные гиганты, как «Белкоммунмаш», «Крыніца», молочный завод и хлебозавод. Для улучшения транспортного сообщения в мае 1985 года на улице Солтыса началось возведение троллейбусного депо № 5. Для этого были привлечены различные строительные управления. На объекте трудились еще и почти четыре десятка работников трамвайно-­троллейбусного управления. Это была новая веха в создании подобных предприятий. Троллейбусное депо № 5 построено по современному проекту. В частности, здесь впервые было спроектировано малярное отделение с выполнением всего технологического цикла.

Семья Шейман к истории создания пятого троллейбусного парка имеет непосредственное отношение. Двоюродный брат Николая Андреевича работал здесь крановщиком, возводил производственные корпуса. На территории были установлены сотни опор, протянуты десятки километров проводов контактной сети и подключены к подстанции. Сам же Николай Андреевич принимал участие в приемке и подготовке троллейбусов к выходу на линию. В Минск он приехал после службы в армии. О жизни в столице мечтал еще во время учебы в одной из сельских школ Кареличского района Гродненской области. В 1983 году записался в учебный пункт трамвайно-­троллейбусного управления на курсы, получил профессию водителя троллейбуса. По сей день помнит свои выезды по маршрутам № 1 «Зеленый Луг – Мясникова», № 29 «Мясникова – Калиновского», № 25 «Кульман – Уручье». А с напарником Сергеем Лобацевичем и сейчас поддерживает дружеские отношения.

На маршрутах первого и второго троллейбусных парков провел три с половиной года. А потом предоставилась возможность перевестись маневровым водителем. И это ему понравилось еще больше. Особенно когда предложили поработать в новом депо. «Впечатлила большая просторная территория, – вспоминает Николай Шейман. – А еще – светлые цеха, красивые троллейбусы. Моя деятельность началась за два с половиной месяца до открытия пятого троллейбусного. В сентябре 1988 года еще до конца не была завершена прокладка контактной сети на его территории. И чтобы обкатать новые троллейбусы, нужно было их буксировать на Круглую площадь».

15 ноября 1988 года в парке царила торжественная атмосфера. ЗиУ‑9 готовились в свой первый путь. Николай Шейман вспоминает, как на территории парка расставлял 14 новеньких, только полученных на заводе машин. Двенадцать должны были отправиться на линию, а два – остаться в резерве. И первым для них стал маршрут № 33. Подготовили восемнадцать водителей. Кроме них в штат парка вошли 125 человек. Маршрут соединил самые отдаленные точки столицы – микрорайоны Дражня и Запад. По сей день маршрут считается среди троллейбусных одним из самых протяженных – на круг до диспетчерской станции «Одоевского» и обратно уходит 2 часа 20 минут. Постепенно эксплуатационный парк начал увеличиваться. Уже через несколько месяцев, к концу 1988 года, здесь насчитывалось 36 троллейбусов. Появлялись новые маршруты – № 41, 17, 35.

Работа в пятом троллейбусном привлекала все большее число водителей. Последующие годы активно наращивались мощности. Через десять лет в депо эксплуатировались уже 220 троллейбусов. Отличалось оно и разнотипностью подвижного состава: ЗиУ‑682В, ЗиУ‑682Г, ЗиУ-682Г1, АКСМ‑101, АКСМ‑201, К‑11, ЮМЗ-Т1. Последнюю из перечисленных моделей закупили на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Она была особо большой вместимости – до 180 пассажиров – и составляла 18 метров. Для обслуживания и ремонта сочлененных троллейбусов во втором производственном корпусе построили длинную канаву.

Каждую новую модель Николай Шейман изучал с большим интересом. Сегодня маневровому водителю подвластен весь модельный ряд троллейбусов филиала. С ностальгией вспоминает о тех из них, что уже стали историей. Например, высокопольный сочлененный троллейбус ТролЗа‑6205.02, произведенный в российском городе Энгельсе: «Эти троллейбусы выпускались с 1991 года и были востребованы в основном в крупных городах, таких как Минск, Москва, Санкт-Петербург. Троллейбус мог перевозить 158 человек. В нашем филиале он появился в 2001 году. Уметь маневрировать по территории парка на 17‑метровой ТролЗе умел не каждый». Один его экземпляр сохранился здесь. Он обновлен и вскоре займет почетное место на открытой экспозиционной площадке Музея городского пассажирского транспорта.

Сегодня в эксплуатационном парке филиала 253 троллейбуса. Среди них ветеран предприятия Николай Шейман больше всего любит с автономным ходом, что для маневрового водителя вполне объяснимо. За три с половиной десятка лет парк стал для него вторым домом, а коллектив семьей: «Сегодня я с гордостью наблюдаю за тем, как развивается электротранспорт и родной филиал. Обновляется подвижной состав, модернизируются здания, производственные участки. Из всех видов общественного транспорта, конечно, больше всего люблю троллейбус. На мой взгляд, будущее именно за ним – экологически чистым, комфортным и современным. Сегодня я с радостью хочу поздравить коллектив с праздничной датой. Вместе нам многое по плечу!»

Ольга ДУБОВИК, фото автора и из личного архива Николая Шеймана