Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Проездные для льготников

С сентября минувшего года в столице тестируется система льготных проездных. Проект реализуется государственным предприятием «Минсктранс» и Мингорисполкомом. О том, для чего это необходимо, как функционирует и какие первые итоги получены, – в материале корреспондента «ТС».

– Одна из задач эксперимента – организация достоверного учета всех перевезенных пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте столицы. Факт проезда подтверждается прикладыванием бесконтактной смарт-­карты к валидатору или турникету. Для чего это нужно? Полученные данные поспособствуют уточнению объема транспортной работы с учетом реальной потребности в перевозках и, как следствие, создадут основу для оптимизации бюджетного финансирования и совершенствования механизма субсидирования льгот, – комментирует заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Елена Романова.

Первыми к проекту с 1 сентября минувшего года подключились Центры по обеспечению деятельности управления по образованию администраций Октябрьского, Фрунзенского, Советского районов столицы, а также частные колледжи бизнеса и права, предпринимательства. Всего же учащимся учреждений общего среднего и специального образования было выдано 232 тысячи бесконтактных смарт-карт. Еще 2 тысячи – ветеранам и инвалидам, находящимся на учете в районных территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН) столицы.

– Льготная БСК для ее держателя отличается от обычной лишь дизайном. Принцип остается одинаковый: школьник должен приложить свою карту к валидатору или турникету. На экране высветится «Аплачана» или, если речь о метро, загорится зеленая галочка. Однако при проверке оплаты пользователь обязан предъявить контролирующим лицам не только свою смарт-­карту, но и документ, подтверждающий его право на льготный проезд: карту учащегося, ученический билет, бумажную справку. Это необходимо для подтверждения того, что ребенок учится в столичной школе, гимназии, лицее, училище. Напомню, право на бесплатный проезд для учащихся в столице действует только для минчан, – говорит заместитель директора филиала «Агентство Минсктранс» Наталья Климкович.

Такая же система и в метрополитене. Дети могут оплатить проезд и пройти через турникет или, если ученики младшей школы боятся системы с задвижками, – обратиться к инспектору службы безопасности.

Если ребенок потеряет смарт-карту, он должен сообщить об этом своему классному руководителю или ответственному педагогу. В свою очередь управление по образованию того или иного района столицы (по принадлежности школы) подает заявку в филиал «Агентство Минсктранс» для восполнения необходимого количества карт. Отгрузка по дополнительной заявке осуществляется без взимания оплаты залоговой стоимости БСК.

– Иногда к нам обращаются граждане, которые нашли чью-то льготную карту. По базе данных мы определяем, какому управлению образования столицы был отгружен БСК и производим им возврат. Сначала действия эксперимента было около 120 таких случаев, – добавляет Наталья Витальевна.

А вот воспользоваться чужим льготным проездным нельзя.

– Можно поддаться искушению и попробовать обмануть контролеров: приложить смарт-­карту «рубашкой» вниз, чтобы не было видно надписи «Льготный». Только это не поможет. Эта БСК на терминале высвечивается другим цветом. Для наших ревизоров это сигнал проверить документы. В случае их отсутствия выясняется ситуация. Если школьник забыл справку – контролеры его не высаживают. А если проездным воспользовались родители или дедушка и бабушка ученика, родственники ветерана или инвалида, это считается нарушением, а точнее, неоплатой проезда. Назначается штраф, сама карта изымается и передается в управление по образованию или ТЦСОН, а оттуда – ее законному держателю. Таких случаев уже больше двадцати, – поясняет заместитель начальника контрольно-­ревизорской службы филиала «Минский автовокзал» Татьяна Некрасова.

Поскольку часть школьников получили льготные бесконтактные смарт-­карты еще осенью минувшего года, специалисты предприятия «Минсктранс» уже проанализировали некоторые данные. За сентябрь 2023‑го по городскому наземному пассажирскому транспорту зафиксировано 60,1 тысячи валидаций по проездному документу «Льготный», в декабре – 128,0 тысяч. Что интересно, ученики гораздо активнее пользуются общественным транспортом в выходные дни, нежели в будни.

Этот эксперимент не только поможет совершенствовать работу городского общественного транспорта, но и сформирует у детей привычку обязательной оплаты проезда, бережное отношение к документам.

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора