23 февраля филиалу «Автобусный парк № 5» исполнилось 45 лет. В этот день из парка вышли на городские маршруты первые автобусы. Сейчас АП-5 – самый большой автопарк не только столицы, но и всей республики. О том, чем живет коллектив филиала, мы говорим с директором парка Виктором Половченей.
– Виктор Викторович, десять лет назад пятый автобусный парк обслуживал 40 городских маршрутов, 116 пригородных, 18 междугородных плюс почасовые перевозки. Интересно сравнить с сегодняшним днем.
– Сейчас обслуживаем 48 городских маршрутов, 55 пригородных, три междугородных и шесть международных, а также заказные перевозки. Ежедневный выпуск на всех видах перевозок – 280 единиц: 256 – город и пригород, 24 – международные, междугородные и заказные перевозки. Самый массовый выпуск начинается в пять утра.
– Выпуск просто огромный!
– Стараемся держать марку. У нас пять колонн, между ними налажено четкое взаимодействие. Если бы диспетчерский состав и начальники колонн так слаженно не работали, то не было бы обеспечения перевозочного процесса. Проблема сейчас с водительским составом: недокомплект, многие болеют. Но люди знают свою работу, перевозочный процесс отрегулирован.
– И, наверное, должна быть надежная команда, чтобы этот процесс не прерывался.
– Каждый заместитель отвечает за свое направление. Есть система выпуска, система обеспечения ремонта, система контроля, безопасности дорожного движения. Как и в любом парке предприятия, у нас выстроена четкая структура. Она работает, дает результат.
– В минувшем году в связи с ликвидацией второго автопарка в филиале появился новый вид перевозок – автобусы отправились на международные маршруты. Лично для вас, выходца из АП‑2, это направление не было новым, а как справился коллектив?
– Получать подвижной состав начали в сентябре. Готовились заранее, всем службам были даны рекомендации, в каком направлении им работать. Были определены стоянка, рабочие места начальника колонны, диспетчера. Дней десять оказались очень напряженными, но аврала не было. На перевозках это не сказалось: машины выходили из АП‑2, а возвращались в АП‑5. Люди также спокойно реагировали. Нужно было только показать, где что находится. Сама структура работы в филиалах одинаковая, поэтому она не вызывала вопросов.
Лично меня удивило, что сложился большой пассажиропоток в Вильнюс, Варшаву – в эти города в день осуществляется по пять отправлений. Раньше такого не было. К сожалению, сегодня международные направления являются для нас одними из самых напряженных, поскольку возникают задержки во время прохождения границы, пассажиры опаздывают и высказывают претензии.
– Сейчас в филиале почти 400 единиц подвижного состава. Успеваете обслуживать?
– Если возникают мелкие ремонты, то машина проходит через ремонтную мастерскую в течение рабочей смены, но если ремонт объемный, то суток уже не хватает. Иногда задержка в ремонте возникает из-за запасных частей, которых нет в Беларуси, – сроки их поставки доходят до 60 дней.
С момента массового обновления подвижного состава прошло два года. За это время новые автобусы прошли более 100 тысяч километров. Если год назад они не появлялись в мастерской, то сейчас им нужно уделять внимание в ремонте. Мое мнение – каждый год необходимо обновлять подвижной состав, минимум от 20 до 30 единиц – исходя из количества подвижного состава и наличия маршрутной сети. Меньше будет технических воздействий, потребуется меньше обслуживающего персонала в ремонтной мастерской.
– Виктор Викторович, о том, что происходит в парке, вы узнаете от своих заместителей или напрямую от работников?
– Парк большой, ответственность высокая. О том, как складывается ситуация, лучше узнать самому, чем ждать, когда кто‑то тебе скажет. На работе в будние дни я всегда в 6.30. Сразу иду в диспетчерскую, интересуюсь, как проходит выпуск. Затем в службу безопасности движения, на КПП – узнаю о съездах, о том, какие нюансы были ночью. Потом получаю доклад начальника ночной смены, захожу к мастеру по ремонту, общаюсь со слесарями, узнаю, чего для работы не хватает. В последнее время все есть. Процесс обеспечения налажен. Исчезли проблемы с аккумуляторами, с шинами, с антифризом, с поставками тормозных барабанов, тормозных дисков. В свою очередь слесари стали более ответственно подходить к ремонту. Возможно, пришло осознание, что, если не сделают они, то не сделает никто.
– Молодежь приходит в парк?
– Приходят и молодые водители, и слесари. В последнее время по распределению пришли 11 слесарей. К сожалению, нет массовости прихода. Остаются не все. После армии из десяти человек вернулись два. Мы предлагаем общежитие, социальный пакет. Но – сложная работа, не всех устраивает зарплата. В январе заработная плата выросла, и, возможно, это привлечет к нам кадры. Молодежь хочет все и сразу. И ее можно понять: она в поиске. А когда в парк устраивается человек старше сорока лет, то уже знает, чего хочет. Он ищет стабильность: стабильный график, стабильную рабочую смену, стабильную выплату зарплаты, отпуск вовремя, социальный пакет. Это уже имеет существенное значение.
– Какой средний возраст работающих в пятом автобусном?
– 47 лет. Парк и коллектив – почти ровесники. Средний возраст руководителей – 40 лет, специалистов – 43, водителей – 47, основных ремонтных рабочих – 43 года, вспомогательных – 51… Коллектив у нас сложился. Процентов 70 – это стабильный костяк. 12 человек работают в парке с 1978–1981 годов.
– Что хотели бы пожелать коллективу в преддверии юбилея?
– Хорошего настроения, здоровья, ценить свою работу и получать удовлетворение от ее выполнения.
Беседовала Тамара МОРОЗОВА