Коллектив филиала «Транспортный парк № 1» отмечает свое 55-летие. Это были долгие годы становления и развития. А начиналось все так… В конце 1960-х Минск продолжал оставаться городом на стройке. Столица БССР стремительно приобретала современный облик. На окраинах возводились масштабные спальные районы – Чижовка, Курасовщина, Зеленый Луг. В центре появлялись знаковые общественные объекты – ВДНХ, гостиница «Юбилейная», ресторан «Журавинка». Чтобы обеспечить население города пассажирскими перевозками, Министерство автомобильного транспорта БССР издало приказ от 01.01.1967 года № 136 об открытии еще одного автобусного парка.
Его открытие пришлось на то время, когда Минск уже не только восстановился от последствий войны, но и начал стремительно развиваться. Было завершено строительство парадных ансамблей в центральной части города. В Чижовке, Серебрянке, Зеленом Луге выросли десятки новых домов, решалась проблема нехватки жилья. Развивались уже существующие промышленные гиганты, появлялись новые предприятия, население столицы стремительно росло, а вместе с этим принципиально улучшалось и качество жизни минчан. Общественный транспорт играл при этом важную роль. Автобус как наиболее мобильный вид всегда был первопроходцем, открывавшим в городе новые маршруты, поскольку ни троллейбусы, ни трамваи во многие районы Минска добраться не могли.
История нового автобусного парка берет начало 1 октября 1967 года под названием автоколонна 2427. Ее открыли на базе грузовой автоколонны 2415. В наследство от нее остались два здания так называемой ремонтной мастерской, да и те не были приспособлены для приема автобусов. В соответствии с приказом № 136 создавалась необходимая производственная база для технического обслуживания автобусов. Утром 14 октября 1967 года 47 подвижных единиц выехали на работу из первого парка. А после окончания смены эти автобусы получили новую прописку – в автоколонне 2427. Возглавил ее Михаил Красавин. Создание парка было непростым делом – люди пришли на территорию, которая была технически ориентирована совсем для других работ. Но он быстро рос и к концу 1967 года насчитывал 173 автобуса марки ЛАЗ‑695. Наращивались объемы перевозок. Автобусный парк № 4 обслуживал восемь городских маршрутов и три пригородных, на линию ежедневно выпускалось 130–135 подвижных единиц. Работали в основном ЛАЗы‑695Н. Один такой экземпляр представлен на открытой экспозиционной площадке Музея городского пассажирского транспорта. «Первые ЛАЗы, изготовленные во Львове, попали в Минск в конце пятидесятых. Красивая машина – можно сказать, целиком локализованная и переосмысленная версия немецкого автобуса Magirus – полюбилась советским жителям за свои стремительные обводы, вместительный кузов при небольших габаритах (33 сидячих места и вместимость до 65 пассажиров) и, конечно же, очень теплый салон. В народе их быстро окрестили «теплушками». Хочешь зимой согреться – заходи в ЛАЗ и садись на заднее сиденье», – рассказывает заведующий Музеем городского пассажирского транспорта Мерине Петросян. Впрочем, летом из-за этой же особенности автобус превращался в настоящую парилку, но машину все равно любили как водители, так и пассажиры. Автобус модернизировался, – модель выпускалась почти сорок лет и поставлялась в Минск до 1993 года. Многие минчане до сих пор с теплотой вспоминают «лазики». Они продолжали трудиться в Минске до 2007 года.
В 1968 году в минские автобусные парки, в том числе и в парк № 4, из российского города Ликино-Дулево пришли первые ЛиАЗы‑677М – самые вместительные модели советского производства: 27 сидений (в поздних модификациях), до 80 человек номинальной пассажировместимости. С конца семидесятых годов начала выпускаться «модернизированная» версия ЛиАЗ‑677М. В паре с не очень удачной гидромеханической коробкой передач автобус медленно набирал скорость и с большим трудом преодолевал подъемы. В производстве он оставался долгие 34 года (всего было выпущено почти 200 тысяч машин), а на минских улицах последние экземпляры ездили до 2006-го года. ЛиАЗ‑677 – один из наиболее тепло вспоминаемых автобусов из тех, что ушли с маршрутов.
29 октября 1974 года директором автобусного парка № 4 становится Валентин Стрельцов. Взят курс на строительство производственной базы – помещений ремонтных мастерских. Это безусловно повлияло на работу парка в целом. На линию автобусы выходили в исправном техническом состоянии, что положительно влияло на регулярность транспортного сообщения. Спустя еще 23 года во главе парка становится Виктор Веселовский. В 90-е годы идет активный поиск эффективной машины взамен стремительно устаревающих ЛАЗов, ЛиАЗов, «Икарусов». Им стал автобус марки МАЗ.
31 января 2020 года парк изменил название и прописку. Сегодня он располагается на улице Гинтовта, 3. Вначале в микрорайоне Уручье‑6 планировали открыть троллейбусный парк, однако впоследствии его балансодержателем стал автобусный парк № 4. Филиал переехал. И с этого момента началась новая эпоха в его истории. В соответствии с приказом генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» от 24.03.2020 № 161 он был переименован в «Транспортный парк № 1».
Подготовила Ольга Дубовик, фото предоставлены Музеем городского пассажирского транспорта