Информация о сбоях в работе транспорта Подробнее...

Закрыть

Проверка на морозоустойчивость

Первые выходные нового года минчане встретили с настоящим морозом: столбик термометра показывал –21 градус. Холодная погода стала для филиалов государственного предприятия «Минсктранс» своеобразной проверкой того, насколько люди и техника подготовлены к работе при низких температурах.

В этот день начальник мастерской транспортного парка № 1 Павел Гутковский заступал на дежурство в 7.00. Направляясь в свое подразделение, он понимал: смена будет насыщенной. И непростой.

– Все филиалы, и наш в том числе, начинают готовиться к зиме еще с первой половины августа. Весь подвижной состав, включая хозяйственный парк, а это 231 машина, должен пройти подготовку к эксплуатации в осенне-­зимний период. До первых холодов мы подготавливаем подвижной состав: основной упор делаем на обслуживание и ремонт пневмосистемы, а также отопления, включая систему ПЖД. Все это необходимо провести для того, чтобы зима не застала нас врасплох, – рассказывает Павел Антонович.

Однако несмотря на такую серьезную подготовку, в период заморозков техника может «закапризничать». Тогда решать возникающие проблемы надо оперативно, не теряя времени.

– Как правило перед грядущими морозами директор филиала собирает совещание, назначает ответственных, которые отвечают за ремонт техники. В их число входят первый заместитель директора – главный инженер Владимир Дановский, его заместитель – начальник мастерской, то есть я, и мой заместитель – Андрей Заяц. Была сформирована бригада, в которую вошли слесари, электрики, пневматики, аккумуляторщик, водители по перегону, топливщик. Необходимые запасные части на складе имелись, рабочие пришли в полном составе, никто не заболел. Сразу взялись за дело. Дополнительные заявки поступали, но мы к этому были готовы, – поясняет Павел Гутковский.

Слесарь по ремонту автомобилей Евгений Милько проводит диагностику ПЖД

Чтобы не дать технике сильно промерзнуть, водители по перегону на некоторое время ночью включали двигатели автобусов в парке.

– Эта мера оправдана. Ведь главное – вовремя отправить в рейс исправную машину, – комментирует начальник мастерской. – Заместители колонн помогали водителям запускать машины, выходившие на линию.

К слову, дизельное топливо не подводит и применять арктическое в городских маршрутах пока не было необходимости. Правда, в баки техники хозяйственного парка реактивное топливо керосин все‑таки добавили.

– В сложных погодных условиях электробусам иногда не хватает заряда, чтобы доехать до зарядной станции. Бывают случаи обмерзания пластин пантографа. Поэтому перед выездом мы их обрабатываем специальным химическим составом, чтобы снег меньше налипал. Если этого не делать, в сложных погодных ситуациях на пластинах образовывается наледь, которая не дает возможности зарядить электробус, – продолжает Павел Гутковский. – Добавлю еще, особое внимание уделяется автомобильным шинам. Их своевременно заменяем и недопускаем выпуск на линию техники с шинами с глубиной протектора менее допустимых значений.

И все же основная нагрузка в морозные дни ложится на плечи пневматиков и электриков. В рождественские холода в ТП‑1 были организованы посты по оказанию техпомощи машинам, которые испытывали проблемы с пневмосистемой. Со стороны кажется, что все просто: специалисты с помощью промышленных фенов отогреют дверные аппараты, чтобы обеспечить их работоспособность. Но здесь есть нюансы, а потому этим занимаются только хорошо знающие свое дело люди.

– С четырех до семи часов утра мы прогрели пневмосистему машин. Общей «методички», как это выполнять, нет, все приходит с опытом. Подавал горячий воздух при температуре, не превышающей сто градусов из пятисот возможных, в течение трех-четырех минут. Дольше и горячее – нельзя. В состав системы входят пластиковые трубки и резиновые соединения. Лишние градусы могут их расплавить, – поясняет слесарь по ремонту автомобилей Денис Новицкий.

Денис Новицкий

Конечно, если ошибка все же будет допущена и чувствительный к высоким температурам материал расплавится, заменить трубку или уплотнитель можно. Но это потребует дополнительного времени. Думаете, пустяк? Не в том случае, когда за одним автобусом стоит целая очередь другого транспорта.

Если выход из строя пневмосистемы во многом зависит от профилактики и своевременного обслуживания таковой, то предусмотреть неисправность электрооборудования намного сложнее. Здесь специалистам приходится решать проблемы по мере их поступления.

– Приехал в парк с первой «дежуркой» и сразу стал помогать водителям и заместителям начальников колонн завести мотор пусковыми тележками машинам, у которых запуск двигателя был затруднен. Ничего сложного тут нет, главное не перепутать полярность. Тележку подкатываешь к люку аккумулятора, подключаешь, а в это время водитель запускает технику. Внутри каждой тележки стоят два аккумулятора по 12 вольт: такая же система, как и в автобусах. Ее хватает на несколько машин. Потом она должна «отдохнуть», то есть зарядиться, – рассказывает о своем дежурстве аккумуляторщик Виталий Лавшук.

Таких тележек в филиале две. К слову, недавно в первый транспортный были закуплены еще два пусковых устройства, которые напоминают большие переносные фонари и намного легче, что делает их мобильными. Один такой «малыш» дает пусковой ток в 1000 А. У него также есть индикатор, который показывает, что, к примеру, аккумулятор автобуса разряжен.

– Опыт научил лишний раз не суетиться. Ты просто знаешь, что, как и когда делать. И не теряешься, – делится аккумуляторщик.

Как подытожил начальник мастерской, морозные выходные прошли в интенсивном режиме:

– Зима пересекла экватор, но до тепла еще далеко. Мы готовы и продолжаем готовиться к любым погодным вызовам. Дозаказали необходимые запчасти и определили вопросы, на которые нужно обратить внимание.

Ирина ЮШКЕВИЧ, фото автора