В истории нашего предприятия немало интересных фактов, которые можно рассматривать сквозь призму судеб его работников. В фонды Музея городского пассажирского транспорта они передают личные вещи, документы, фотографии. Водитель филиала «Автобусный парк № 7» Василий Раповец тоже выступил в этой роли и передал в коллекцию свою форменную одежду. На нашем предприятии он работает более четырех десятков лет. О самом интересном из своей трудовой биографии он рассказал корреспонденту «ТС».
Синий костюм с желтыми шевронами сидит на нем по-прежнему хорошо. Когда мы встретились с Василием Васильевичем в музее, я не удержалась и попросила надеть форму для фотосессии. В ней в начале 1980‑х годов работали все водители городского пассажирского транспорта Минска. Образцы и правила ношения форменной одежды водителей были разработаны и утверждены Министерством автомобильного транспорта БССР. Комплект состоял из костюма, двух рубашек, в некоторых случаях дополнялся фуражкой. «В то время форменная одежда не считалась обязательной, и водители могли надевать ее по желанию, – рассказывает Василий Раповец. – Но мне всегда она нравилась. Во-первых, это красиво и солидно, а, во‑вторых, дисциплинирует. На меня обращали внимание все пассажиры и особенно – девушки».
В Музее городского пассажирского транспорта Василий Раповец долго рассматривает экспонаты, которые напоминают ему о счастливых мгновениях молодости. В столицу житель городского поселка Мир переехал в 1981 году. Окончил курсы и устроился водителем в автобусный парк в микрорайоне Зеленый Луг – в то время автоколонну № 2438. Она открылась в 1971 году и вскоре стала одной из лучших в республике. В 1980 году достойно справилась с задачей транспортного обслуживания мероприятий Олимпиады‑80, которые проходили в том числе и в Минске. И после этого была переименована в филиал «Автобусный парк № 7» МГП «Минскпассажиравтотранс».
К водителям, которые хотели здесь работать, предъявлялись повышенные требования. Василий Раповец подошел по всем критериям. «Меня зачислили в колонну, маршруты которой обслуживали центр города или проходили через него. А это очень большая ответственность. Многое перенял у водителя-наставника Николая Будило. После стажировки работал на автобусе Икарус‑260 на маршрутах № 30 «АС «Славинского» – Вокзал» и № 51 «ДС «Карбышева» – Вокзал», которые проходили по главному столичному проспекту и считались маршрутами высокой культуры. Этот статус присваивали за высокий процент выполнения рейсов, регулярность движения, отсутствие нарушений, внешний вид транспорта и водителя и за соблюдение им культуры обслуживания», – рассказывает Василий Васильевич.
Колеся по Минску, Василий Раповец мечтал о дальних поездках. И когда предоставилась возможность выполнять заказные рейсы, не упустил ее. Ездил в Вильнюс, Каунас, Тракай, Клайпеду, Таллин на междугородном автобусе большой вместимости ЛАЗ‑699. С ним водителя связывают двадцать лет и сотни тысяч километров. За эти годы прикипел к автобусу душой. И когда пришло время машину списывать, приложил все силы, чтобы его ЛАЗ‑699 стал частью открытой экспозиции Музея городского пассажирского транспорта. Вместе с бригадой слесарей трудился над его восстановлением. «В 1991 году я поехал за ним на Львовский автобусный завод. Конструкторы рассказывали, что в базовую комплектацию автобуса входили буфет, холодильник, туалет, гардероб, регулируемые кресла и даже радиодинамики на спинке кресла. Однако вскоре комфортабельность салона уступила вместительности. Из междугородного автобуса убрали и туалет, и гардероб, и буфет, а число сидений увеличили с 34 до 41‑го. Именно эта модификация ЛАЗ‑699Р и была принята за основную и выпускалась по 2002 год», – рассказывает Василий Раповец.
Начальник колонны Владимир Семенец и водитель Василий Раповец
Автобусный парк № 7 получил семь единиц такой техники. Уже через день водитель отправился на нем в рейс по маршруту «Минск – Варшава». Затем были Москва, Нижний Новгород, Алушта, Пягигорск. Когда начались поездки в дальнее зарубежье, госномер поменяли на КМ‑3138. «Пассажиры очень любили этот автобус. Посадочные места были оснащены мягким регулируемым по углу наклона и эргономичным пассажирским креслом. В багажных полках над головой были смонтированы индивидуальные подсветка и обдув каждого пассажироместа. На окнах и застекленных скатах крыши – шторки. Завершали картину индивидуальная пепельница, бутылкодержатели, сумка для журналов и газет, съемный столик», – рассказывает Василий Раповец.
В 2015 году автобус получил прописку на пр. Партизанском, 6. Для музея экспонат готовила бригада слесарей и сварщиков – Сергей Рапович, Виктор Адамов, Виктор Бельский, Леонид Маевский, Валентин Свиридов. Учли все особенности модификации ЛАЗ‑699Р. Пока продолжалось его производство, не раз меняли его внешний вид, но при этом кузов и основные агрегаты автобуса оставались прежними. Самые ранние автобусы ЛАЗ‑699Р имели прямоугольные фары и маленькую квадратную эмблему с буквой «Л» внутри. С 1981 года фары заменили круглыми, а эмблемой стала большая буква «Л» в круге. Таким мы можем видеть его в музее. Интересно, что в 80‑х годах также производился небольшими партиями автобус ЛАЗ‑699Р в исполнении «люкс», в основном для обслуживания различных государственных учреждений. Отличительной особенностью таких автобусов было обилие внешних декоративных деталей из черной пластмассы, а также передний бампер со встроенными противотуманными фарами.
Сегодня Василий Раповец работает во второй колонне на городских маршрутах. Является обладателем нагрудного знака отличия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Ганаровы транспартнік». Безупречно трудится на линии, соблюдает культуру обслуживания и бережно относится к своему автобусу МАЗ‑105. Кто знает, возможно, именно он когда‑нибудь тоже окажется в экспозиции нашего музея.
Ольга ДУБОВИК, фото автора и из архива Василия Раповца